ОТЛИЧИЕ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Прежде чем перейти непосредственно к характеристике владимирской свадьбы как художественного произведения, следует определить ее место в ряду подобных обрядов других народов. Замечательный ученый XIX века, автор фундаментального труда о свадьбе (по этой теме в 1881 году он защитил диссертацию, которая в том же году вышла отдельной книгой под названием «О свадебных обрядах, преимущественно русских») Н.Ф. Сумцов в результате знакомства с громадным количеством этнографических материалов сделал вывод: «У всех древне классических народов свадьба имеет одну основу». Это лишний раз находит подтверждение, когда сравниваешь этапы свадебного действа, выделенные Н.Ф. Сумцовым в древне-классической свадьбе с данными, зафиксированного в конце XIX - начале XX века во Владимирской губернии.

Но, безусловно, есть в них и отличительные черты. Исходя из них, свадебный обряд славянских народов исследователь условно разделил на три группы: малорусский; северный и северо-восточный; среднерусский.

Характеризуя каждую из этих групп в отдельности, Н.Ф. Сумцов писал: «Особенность малорусской свадьбы - обилие хлебных обрядов и песен, оживленность... Есть отличия и между среднерусским, северорусским и восточно-русским обрядами. Россия северная и северо-восточная относительно свадебного ритуала представляет нечто исключительное: обряды немногочисленны и однообразны, песни чрезвычайно длинны и тоскливы... Среднерусская свадьба (к коей относится и Владимирская) имеет общеславянский характер, походит на белорусскую, сербскую, болгарскую, как по песням, так и по обрядам».

Непохожесть же малорусской, северной и среднерусской свадеб, несомненно, была продиктована географическим положением того или иного региона, условиями быта, местом в истории, культуре. В северном крае плачи преобладали над весельем, видимо, потому, что климат там был более суровым и требовал от человека больше труда для обустройства быта. Издревле там был развит рыбный промысел, в котором нередко женщина принимала достаточно активное участие, что делало ее более независимой. Немалое влияние на культуру этих мест оказали их связи со странами Запада, который развивался более интенсивно чем Русь, нравы там были более свободные. Возможно, сказалось и отсутствие на Севере крепостного права. К тому же Север не испытал на себе всех тягот татаро-монгольского нашествия.

Понятно и то, почему в малороссийской свадьбе присутствовало много песен, связанных с хлебом: известно, что юг бывшего русского государства издревле был краем хлеборобным, а на Север и Среднюю Русь культура земледелия пришла позднее.

Опираясь на характеристику, данную Н.Ф. Сумцовым, можно сделать вывод: владимирская свадьба была чем-то средним между «унылой» северной свадьбой, где преобладали плачи, и оживленной южнорусской, в которой игровые обрядовые действия преобладали над воплями невесты. Скорее всего, И.М. Снегирев, давая определение свадьбе как художественному произведению и сравнивая ее одновременно с драмой и оперой-водевилем, имел в виду именно среднерусскую, к коей относится и владимирская, являющаяся, пожалуй, самым ярким ее образцом. Ведь на протяжении столетий духовное богатство этих земель занимало важное место в русской культуре.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии