ВЛАДИМИРСКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД XIX ВЕКА

Свадебный обряд конца XIX - начала XX века, зафиксированный во Владимирской области (губернии), являлся частью традиционной культуры. Нормы, заложенные в нем, были продиктованы экономическими условиями, укладом крестьянской жизни. С помощью обряда родственниками жениха и невесты, односельчанами у парня и девушки, вступающих в брак, как бы «высвечивались» качества (физическая полноценность, умение вести хозяйство, жить в коллективе и т.д.), характеризующие их готовность к образованию маленькой ячейки в большой семье, так как от этого в немалой степени зависело благополучие своеобразного производственного коллектива, коим большая семья являлась, а значит, и их собственное благополучие. Из-за низкого развития производства, плохой технической оснащенности хозяйства, именно в такой семье создавались оптимальные условия для выживания человека, обеспечения им себя всем необходимым, воспроизводства рода.

Такая семья являлась также главным институтом для воспитания детей: здесь ими перенимался от старших опыт ведения хозяйства, приобретались трудовые навыки, здесь они получали необходимые знания по «этике» и «эстетике». И свадебный обряд с требованиями, предъявляемыми к жениху и невесте, служил для тех, кто занимался их воспитанием (то есть для родителей и других родственников) своеобразной программой, руководством к действию. Важную роль в укреплении такой семьи играла церковь. Несмотря на то, что во все времена она освящала власть мужа над женой, церковь независимо от пола, проповедовала любовь и уважение друг к другу. В период торжества грубой силы, граничащей порой с разнузданностью, это было немаловажно и несомненно привносило в отношения между мужчиной и женщиной нравственное начало. Кроме того, воздействуя на эмоции молодоженов, убеждая их, что брак - предписание Бога, церковь, как хороший психотерапевт, внушала парню и девушке мысль о нерасторжимости этого союза.

Вся жизнь человека условно делилась народом на периоды (вехи): детство, юношество, зрелость, старость. Каждому лицу в соответствии с его возрастом предписывались определенные обязанности. Было выработано множество специальных знаков, характеризующих принадлежность субъекта к одной из возрастных групп: так, отличительной чертой владимирской девушки считалась коса, замужней женщины - особая прическа, покрытая повойником. Как правило, при переходе человека из одной возрастной группы в другую совершались обряды. Особой пышностью во Владимире отличался свадебный обряд, свершаемый при достижении парнем и девушкой физической и социальной зрелости. Это был кульминационный момент в их жизни: теперь они должны были свои силы, знания и навыки, полученные от дедов и отцов, бабушек и матерей, воплотить в конкретные дела: родить детей, вырастить их, в свою очередь передать им приобретенный опыт... важность свершаемого события подчеркивалась особой (ритуальной) одеждой, специально созданными на этот случаи поэтическими произведениями (обрядовыми песнями), церемониями...

Многие моменты свадебного обряда во Владимире это - приглашение гостями, присутствующими на свадьбе, молодых вместо подарка на ближайший праздник, богатое угощение во время пира всех, от кого зависело благополучие новобрачных, организация «пожертвований» в пользу молодых...) в немалой степени способствовали тому, что новая пара достаточно быстро вливалась в коллектив с таким же статусом, и тем самым «смягчали» переход парня и девушки в категорию взрослых людей, где к ним предъявлялись новые, более высокие требования. Несоблюдение лицами мужского и женского пола возрастных рамок, а также требований, предъявляемых к ним в соответствии с той группой, к которой они относятся, воспринималось как посягательство на основы жизни, осуждалось народом. Это одна из причин того, что незамужние и неженатые парни и девушки во Владимире и Руси в целом встречались крайне редко. Способствовали этому многие народные обычаи: брачные ярмарки, особое внимание родителей к сыновьям и дочерям, достигшим брачного возраста, привлечение свахи...

Во Владимирском крае существовали свои обычаи и обряды, продиктованные спецификой быта, природными и географическими условиями, местом в культуре.

Например, широкое распространение во Владимире имел обряд поклонения матушке-земле, «прародительнице рода человеческого», а отсюда - женщине, который нашел особое преломление в свадебном обряде.

Так, во многих владимирских деревнях вопреки традиционной культуре право благословить дочь перед венцом предоставлялось матери, а не отцу. Образ земли-матушки также встречается в молитвах невесты.

Общие верования, заложенные в этих обрядах, в свою очередь требовали знания и выполнения их определенной группой, проживающей в данной местности, что, несомненно, роднило, объединяло людей. Контролером исполнения обрядов и традиций, «качества» их потенциально мог стать каждый представитель данной группы.

Благодаря тому, что свадьбы во Владимире всегда приурочивались к праздникам и никогда не игрались в посты или страду, для жителей создавался особый жизненный ритм (уклад): работа чередовалась с отдыхом, посты с «обжорством». С помощью обрядов (особенно это проявлялось во время свадебного пира) снималось эмоциональное напряжение, накопленное за время тяжелой, порой изнурительной работы. Так как свадьбы и праздники носили общенародный характер, этот ритм распространялся на всех жителей данной местности. К тому же совмещение свадьбы с праздником давало возможность крестьянину значительно сократить свои расходы, что для него было немаловажно.

Одна из черт традиционной культуры состояла в том, что женщины находились в подчинении у мужчин. Объясняется это тем, что согласно законам развития экономики (желание закрепить право наследства) детородные и воспитательные функции были отодвинуты на второй план, а на первый была выдвинута роль человека в хозяйстве, где в силу физиологических особенностей мужчина занял главенствующее положение. В результате на долгие годы женщина была вычеркнута из общественной жизни, ей было разрешено участвовать только в тех сферах, в которые ее допускали представители «сильного пола», что во владимирском свадебном обряде нашло достаточно яркое отражение. Научно-техническая революция подорвала основы традиционной культуры, что, естественно, способствовало исчезновению обрядов, подчеркивавших подчинение женщины мужчине.

Но некоторые из них в деревнях Владимирской области (и не только) до сих пор сохраняются. Дело в том, что еще существуют причины, порождающие их: часто физический труд (особенно в сельской местности) преобладает над умственным; несмотря на то, что в большинстве случаев женщина, как и мужчина, работает, в основном только она занимается воспитанием детей, домашними делами, что, безусловно, по сравнению с мужчиной, заметно снижает ее конкурентную способность на рынке труда... Домашние же дела в России во многих семьях до сих пор считаются «второсортными».

Помимо того, что свадебный обряд выполнял важную роль в социализации личности, он ценен еще и тем, что является своеобразным историческим документом: возникший в глубокой древности, испытавший множество напластований, обряд несет в себе черты разных эпох и верований.

Владимирский свадебный обряд (имеется в виду Владимирская область) особенно интересен в этом отношении, так как эта земля на протяжении долгого времени (XII-XIII вв.) являлась центром русского государства.

Свадебный обряд, зафиксированный во Владимире в конце XIX - начале XX века, имеет ту же основу, что и обряды большинства народов мира: он базируется на поклонении предметам и явлениям, без которых жизнь человека была бы невозможна или затруднительна - огню, солнцу, воде, земле, хлебу...

Этим объясняется сходство обрядов, существующих на Владимирской земле, с обычаями и обрядами людей, живущих в разных странах и на разных континентах. Отличие свадебного обряда от других обрядов, сопровождающих человеческую жизнь, состоит лишь в том, что поводом для совершения ритуальных действий в этом случае служит конкретное событие: вступление парня и девушки в брак.

Свадебный обряд во Владимире сохранил в себе черты разных эпох и верований. Так, если принять за истину мнение ученых А.И. Першиц, А.Л. Монгайт и В.П. Алексеева, обычай переодевания мужчины в женщину на второй день свадьбы так же, как и особое отношение молодых к благословению матери (оба и сейчас имеют место во Владимирской области) восходят к матриархату. По всей видимости, в глубокой древности, до того как был создан пантеон языческих богов, берет свое начало обряд с веником, распространенный на Владимирской земле. А вот обычай с бороной, безусловно, более поздний, так как истоки его явно относятся к тому времени, когда человек уже был знаком с земледелием.

Из религиозных верований наиболее яркое отражение в русском, а значит, и владимирском свадебном обряде, безусловно, нашли - язычество и христианство. Но последнему, как ни старались его приверженцы, так и не удалось вытеснить многие языческие представления. В свадебном обряде это проявлялось хотя бы в том, что почти одновременно присутствовали венчание и пир, заявляли о себе вера в Бога и в силы природы. Подтверждение тому: в большинстве случаев именно языческие знаки составили основу христианской символики. Например, известно, что крест, который стал главным атрибутом христианской веры, у язычников являлся символом огня. Обряд крещения основывается на поклонении предшественников воде... Во время свадебного действа производилось обведение молодых вокруг аналоя. Как считают ученые, аналой - прообраз плодоносящего дерева.

Большинство ритуальных действий во время свадьбы во Владимире в XIX веке еще носило магический характер: они должны были способствовать созданию здоровой, многодетной, крепкой, богатой семьи. Это объясняется тем, что знания владимирских крестьян тогда во многих сферах жизни были скудны. Но при этом важно отметить, что первоосновой обрядов такого типа все же служили конкретные наблюдения, которые по мере развития абстрактного мышления перерастали в сложные ассоциации. Примером этого во время свадебного действа могут служить обряды с волосами, накрыванием головы невесты и др. В результате распространения научных знаний большинство магических обрядов утрачивает свое сакральное значение и, если эти обряды сохраняются, то, в основном, как дань традиции. Главная цель их теперь - развеселить участников свадьбы.

Некоторые обычаи во время свадьбы (внесение бороны в дом; хватание девушки, которую хотят сватать, за косу) отмечены только во Владимирской области (губернии). Если это не случайность, то они свидетельствуют о способности жителей края не просто копировать уже известные, сложившиеся ранее обычаи, но на их основе моделировать новые, что говорит о творческом потенциале народа, населяющего Владимирскую землю. Локализация и долговечность некоторых архаичных обрядов (обряд с веником; обливание невестой ворот жениха) скорее всего объясняется удаленностью районов, где они сохранились, от крупных центров, замкнутостью быта жителей, проживающих там, оттоком оттуда молодежи.

Вообще особенностью свадьбы во Владимире конца XIX - начала XX века является широкий набор ритуальных действий: почти все обычаи, которые упоминаются в трудах крупнейших исследователей И. Снегирева, А. Афанасьева, П. Шейна, Н. Никольского и др., зафиксированные в других областях и регионах страны, а также других народов, причем не только славянского происхождения, имели место во Владимире. Вероятно, связано это с тем, что долгое время (до перенесения столицы в Москву) Владимир был центром русской земли, и именно в этот город и его окрестности на протяжении веков стекались люди «из разных земель», что естественно способствовало обогащению местной культуры, частью которой обряды являлись. Разумеется, не могли не повлиять на обряды этого края традиции народов, с которыми владимирцам вольно или невольно приходилось «соприкасаться». Так, считается, что обычай заплетать невесте после венца две косы (имел место на Владимирской земле даже в начале XX века) был заимствован у татар.

С современной точки зрения, в свадебном обряде конца XIX - начала XX века немало «слабых» мест: например, с помощью обряда закреплялось неравенство между мужчиной и женщиной, создание крепкой, многодетной семьи ставилось в зависимость от воли сверхъестественных сил, провидения, а высшие силы - вне человеческого разума... Но следует учесть, что это было продиктовано прежде всего условиями жизни, экономикой, и упрекать предков в «недоразвитости» равносильно тому, что осуждать нас в том, что мы до сих пор ездим на автобусах, а не летаем на ракетах.

ГОРОД ВЛАДИМИР - сайт для жителей города Владимира и его гостей

Свадебный обряд

Смысл брачного союза

Как и когда сложилась патриархальная семья

Свадьба как экзамен для молодоженов и их родителей

Этапы свадебного обряда

Сватовство

Критерии выбора невесты

Критерии выбора жениха

Что означали рога на голове

Социальный статус при выборе жениха и невесты

Брак поневоле

Свободная любовь

Венчание и родительское благословение

Свадебный пир

Подарки молодым

Свадебное платье девушки

Превосходство мужчины над женщиной

Охотник и добыча

Ряженые на свадьбе

Зачем невесту перед венцом покрывали платком

Свадебные обряды связанные с волосами

Свадебные обряды связанные с водой

Свадебные обряды связанные с хлебом

Свадебные обряды связанные с огнем

Роль жилых помещений в свадебных обрядах

Нечистая сила

Выкуп невесты

Обряд разувания

Борона в брачную ночь

Загадки в свадебном обряде

Веник в свадебном обряде

Почему говорят играть свадьбу

Отличие свадебных обрядов славянских народов

Конфликт в свадебном действе

Почему невеста плачет

Хор девушек на свадьбе

Скоморохи на свадьбе

Величальные песни на свадьбе

Свадебные песни на Руси

Художественное наполнение Владимирской свадьбы