ЧТО ОЗНАЧАЛИ РОГА НА ГОЛОВЕ

Признаком плодовитости у многих народов долгое время считались рога, поэтому ношение рогоподобных головных уборов, согласно древним представлениям, усиливало детородные качества. К такому выводу ученые пришли, изучая мифы и легенды, настенные росписи, рисунки на древних сосудах, изображения, вышитые на полотенцах и других тканых изделиях.

Истоки таких верований, по мнению ученых, восходят ко времени, когда сознание человека было тотемическим и он не отделял себя от животного мира: тогда, как полагают исследователи, древние люди верили в первопредка - животного, с которым вступала в брачную связь «человеческая» женщина - прародительница, и от этого брака родился культурный герой - получеловек, полуживотное, от которого, в свою очередь, произошел тот или иной род. Изображение женщины с рогом (символом связи ее с животным миром) известно уже в эпоху верхнего палеолита. Многие древние народы верили в существование небесной лосихи, которая посылает на землю животных и обеспечивает успех в охоте, а значит сытую жизнь. Позднее происходит трансформация образа лосихи в образ женщины, владычицы всех людей и зверей, богини Вселенной. В произведениях искусства она фигурирует с рогами на голове.

Подтверждением того, что рога являлись символом плодородия, является обычай, чуть ли не до наших дней бытующий в некоторых местностях России, - для хорошего приплода скота при устройстве нового хлева в его углах закалывать коровьи или овечьи рога. Вероятно, по той же причине «рогатые» женщины достаточно часто фигурируют в русской народной вышивке: это было своеобразное пожелание плодородия тем, кому данное изделие предназначалось. Во Владимирском крае женщины рогоподобные головные уборы носили даже в конце XIX века. Так, священник Гавриловского посада Суздальского уезда А. Бобров в 1898 году записывает: «Лучший наряд совершеннолетних девиц и молодых женщин... - большие, тканные «золотом» платки, под которые они подкладывают «козелки» из лучинок, образующие на голове справа и слева два возвышения -«рога». Про девушку в таком головном уборе говорят: «Она уж на рогах ходит», - что означало «невестится».

Сегодня во Владимире таких головных уборов не носят, что свидетельствует об исчезновении суеверия, но выражение «сшибать рога жене» очень долго бытовало на Владимирской земле. Г. Завойко в своей статье, знакомящей читателей с верованиями и обрядами владимирцев (напечатана в 1914 году), сообщает: «Мужики считают, что бабе необходимо постоянно рога сшибать (то есть время от времени бить), чтобы она им не досаждала». Исходя из контекста, выражение «не досаждала» означает «не изменяла». То есть традиционная культура наложила свой отпечаток даже на этот обычай: изменять жене считалось чем-то само собой разумеющимся, но если на подобное отваживалась представительница слабого пола - это являлось из рамок вон выходящим, отсюда и столь жестокие профилактические меры. Такой способ «поучения» жен и сегодня в сельской местности имеет место. Обычай этот доказывает, что в большинстве владимирских деревень в конце XIX - начале XX века культ былой богини был окончательно развенчан.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии