ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПОЛНЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ СВАДЬБЫ

В художественном плане владимирская свадьба конца XIX - начала XX века представляла собой сложный многожанровый организм, который не был чем-то застывшим. Он постоянно менялся: одни песни, утратив свое ритуальное значение, отрывались от свадебного действа и широко использовались во время иных празднеств, другие, напротив, примыкали к нему. Кроме причитаний невесты, величальных и корильных песен, приговоров дружки на владимирской свадьбе конца XIX - начала XX века присутствовали заговоры, загадки, пословицы, плясовые и лирические песни, особо заявляет о себе ранее неизвестный жанр - частушка.

Сила художественности владимирской свадьбы заключается в том, что для выражения героями действа самых сложных и разнообразных чувств народом было создано немало ярких образов и поэтических приемов, отточенных на протяжении тысячелетий до блеска. Следует, однако, отметить, что жанры и приемы, используемые во владимирском свадебном обряде, не были чем-то исключительным: они использовались русским народом и в других регионах, что несомненно продиктовано их исторической общностью, но в разных пропорциях. Это делало свадьбы одной области, а иногда и района, непохожими друг на друга.

Песни, плачи, пословицы, заговоры, приговоры участников свадебного действа, записанные исследователями на владимирской земле, дают еще один повод удостовериться в неисчерпаемом таланте русского народа и еще раз подтверждают слова A.M. Горького, что именно народ - «первый по времени, красоте и гениальности философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них - историю всемирной культуры».

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии