КОНФЛИКТ В СВАДЕБНОМ ДЕЙСТВЕ

Что же представляла из себя владимирская свадьба как художественное произведение? Что конкретно роднит ее с драмой, оперой-водевилем? Как известно, основу любой драмы составляет конфликт. Если это так, что следует понимать под конфликтом в свадебном действе?

Большинство филологов полагают, что конфликт свадебного действа составляет противостояние двух коллективов, родов, семей - семьи жениха и семьи невесты. «В столкновении двух этих сторон, их взаимной борьбе, разрешении проблемы взаимоотношений и заключается главная драматическая коллизия», - утверждает Э. Померанцева. Исходя из этого определения, завязкой пьесы следует считать решение родителей, имеющих взрослого сына, женить его. В силу традиций главная роль здесь отводилась отцу жениха. Поэтому естественно, что начало действия происходило в доме жениха и ограничивалось небольшим количеством людей. В основном это были родственники юноши, которого собирались женить.

Но постепенно действие расширяется и в него втягиваются все новые лица: друзья жениха, родственники невесты, ее подруги, соседи, односельчане. Кроме дома жениха местом действия становятся дом невесты, улица, двор, церковь, баня...

Кульминационным, согласно тому же определению, в свадебном обряде можно считать момент, когда жених с «дружиной» и родственниками приезжал в дом суженой, чтобы забрать ее к себе. Здесь действие достигало высшего напряжения: родственники невесты не пускали его в избу, ее подруги чинили ему всякие препятствия: запирали дверь, прятали невесту, требовали отгадать загадки... Только после того, как жениху удавалось завладеть «красотой», символом воли суженой, напряжение как бы шло на убыль.

Одна из ярких особенностей народной драмы - зрелищность. И здесь владимирская свадьба может служить отличным примером. Проявлялось это прежде всего в том, как она «обставлялась»: согласно записям воспоминаний о свадебном обряде, изба жениха во время пира украшалась вышитыми невестой полотенцами, на венчание жених и невеста ехали в специальном «поезде», состоящем из нескольких упряжек. Лошадиные дуги украшались колокольчиками и лентами, сани или повозки (в зависимости от времени года) устилались коврами или шубами. Не только жених и невеста, но и многие другие участники действа готовили специальные наряды. Например, в Озябликовском погосте Муромского уезда жених на время свадьбы избирал вершников (телохранителей), которые сопровождали его всюду. От других они отличались особыми костюмами. Во время свадебного поезда вершники ехали на конях верхом по обе его стороны с флагами на древках.

Необычность, условность действия подчеркивалась также наличием особых предметов - символов, не используемых в повседневном быту: «красоты», наряженного веника, шеста. Самые простые действия часто обыгрывались: в деревне Германиха, к примеру, в баню молодых возили на санках, причем предварительно на них укладывались подушки.

Во многих деревнях Владимирской области с того момента, как невеста считалась засватанной, она повязывала черный платок и, как только кто-то из посторонних заходил в избу, начинала вопить.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии