НЕЧИСТАЯ СИЛА

Следует признать, вера в нечистую силу, колдунов настолько укоренилась в сознании простого русского человека, что и сегодня многие не сомневаются в том, что они существуют и могут довести человека до смерти. Одна из рассказчиц утверждала, что сама была свидетелем того, как во время свадьбы женщина-колдунья хотела «сгубить» молодых. Порча ее была настолько сильной, что у рюмок жениха и невесты откололся верх, будто его кто срезал. Схожие примеры не раз приходилось слышать и от жителей других владимирских деревень. Большинство из них считает, что силу свою колдун получает от дедов и отцов, по наследству. Однако любой желающий может стать колдуном, продав свою душу дьяволу. Из документов, дошедших до Вас, следует, что согласно представлениям предков, в каждой волости (районе) проживало oт 10 до 15 колдунов. По мнению крестьян, для молодых они были наиболее опасны, так как временно юноша и девушка лишались какого-то определенного состояния, пребывание в котором ограждало бы их от многих напастей. На протяжении веков было выработано множество способов, оберегающих жениха и невесту от колдовских чар. Некоторые из них общеизвестны: это зажигание свечей, произнесение молитв, мытье невесты в бане. Основываются они на языческой вере в силу огня, слова, воды. На Владимирской земле существовало немало своих, местных приемов борьбы с нечистой силой, хотя основа у них та же.

Ю. Соколов попытался их сгруппировать. Таким образом, было выделено 4 главных способа борьбы с ней:

1. Нечистую силу можно отогнать или устрашить (магия устрашающая или апотрептическая).

2. Можно нечистую силу обмануть (экзапатетическая или диссимуляционная магия).

3. От злых духов можно спрятаться, укрыться (криптическая магия).

4. От злых духов можно отделаться воздержанием.

На Владимирской земле наиболее часто применялся первый способ. Нечистую силу отпугивали выстрелами из Ружья. «После венца, только тронутся лошади, - выстрел вверх, чтобы не сделали чего колдуны». Шлея и дуга украшались предметами, издающими шум. «К дуге колокольчик привязывали, чтобы звенел». «Шлею украшали бляшками, они брянчели». Жених обмахивал лицо невесты и свое место невестиным платком. «Жених приезжает за невестой... Она сидит за столом. В руках у нее два платка. Жених сильным движением вырывает платок, обмахивает им свое место и глаза невесты». (Записано в Муромском уезде Е. Добрынкиной, которая действия жениха объясняет иначе: чтобы невеста не дремала и всегда была весела). Но скорее всего такая трактовка - результат трансформации древнего обычая.

По поверьям, хорошей защитой от колдунов служил осиновый кол. Жители Судогодского уезда во время свадебного торжества ставили его во дворе у ворот. Они полагали, что отпугивающая сила осины заключается в ее запахе. М. Забылин и А. Афанасьев тоже причисляют осину к сильным апотрептическим средствам, правда, корни этой силы они находят в мифологии.

Лук и чеснок владимирцы причисляли к защитным средствам от колдунов, очевидно, благодаря их целебным качествам. В селе Дуброво невеста, собираясь к венцу, к телу или рубашке привязывала несколько луковок или долек чеснока, спрятанных в тряпочку.

Отпугивающими нечистую силу считались предметы, чем-то напоминающие солнце, огонь. На Владимирской земле к ним относили пшено, рябину. В селе Шельбово Юрьевского уезда пучок рябины невеста клала за пазуху во время сборов к венцу. Пшено, как правило, насыпали девушке в ботинки, а жениху в карман пиджака. В более поздние времена в качестве отпугивающего средства стали использовать спички. В деревне Татаровка их клали жениху в карман, и он ни в коем случае не должен был от них прикуривать, тем более кому-то давать это делать.

Ко второму способу защиты можно отнести такие обычаи, как «хаянье» молодых, езда под венец окольными путями и др. Правда, под влиянием времени изначальный смысл этих обычаев меняется. Чаще, чем невесту, во Владимире почему-то хаяли жениха. Особенно долго обычай этот держался в Судогодском и Гороховецком уездах. Но согласно записям, в XIX веке «хаяли» жениха в основном для того, чтобы «выманить» у него денег. Значит, изначальный смысл обряда был уже утрачен.

Окольными путями ездили к венцу молодые деревни Драчево. А вот в селе Боярском они по той же причине входили в дом не парадным крыльцом, а со двора.

Вероятно, к этому же типу приемов можно отнести и приглашение колдуна на свадьбу: в данном случае неприязнь и страх прикрывались показным радушием. Но к такому способу во Владимирской губернии прибегали лишь жители погоста Ильинское-Телешево.

К третьему, тоже достаточно распространенному способу во Владимире, относится покрывание невесты перед венцом шалью, венчание молодых в пальто или шубах, частое их переодевание во время пира. В деревне Германиха девушка после венца надевала на суженого все «свое» - порты, рубашку. Интересный прием был описан в начале века А. Соболевым в Судогодском уезде. «Перед церковью, - повествует он в своем этнографическом очерке, - поезжане окружают жениха и невесту и начинают толкать их внутрь здания. Они упираются, а потом быстро прыгают через порог, чтобы скрыть свои следы от всякого враждебного глаза». Кстати, обычай этот жителями Владимирщины в экстремальных ситуациях используется и ныне. Так жительница поселка Красная Горбатка М.И. Демина, уроженка деревни Мокеевка, провожая сына в армию, «выводила его из дома спиной», чтобы он живым вернулся.

К последнему способу можно отнести воздержание молодых от еды, разговоров. «Ложки положат черенками от них - им есть нельзя, они постятся». «Из-под венца едут - не разговаривают».

М. Забылин считает, что в прошлом колдуны - это избранные представители старой, языческой веры: кудесники, чародеи, волхвы, которые стали творить злодеяния из-за неприятия новой веры. В том, что корни «колдовства» уходят в глубокую древность, М. Забылин несомненно прав. Но почему к некогда уважаемым людям, коими были жрецы, большинство народа стало относиться отрицательно? Бесспорно, для этого немало постаралась церковь. Усматривая в волхвах, жрецах своих конкурентов, представители новой веры сделали все, чтобы восстановить простого, забитого человека против них. И в конечном счете, им это удалось.

Особой силы движение против колдунов и ведьм достигло в XIII-XV веках в Западной Европе при папах римских Григории IX (XIII в.) и Иннокентии VIII (XV в.). Большую роль в инквизиторских процессах сыграла булла папы Иннокентия VIII от 5 декабря 1484 года. В ней объявлялось, что вся Европа переполнена мужчинами и женщинами, злокозненно действующими против верных сынов церкви чародейством. Тем самым папа освятил своим авторитетом веру в колдунов и призвал к беспощадной борьбе с ними. Булла эта послужила сигналом к разгулу террора инквизиции. В результате в Западной Германии в средние века было уничтожено более ста тысяч человек, в Англии - 30 тысяч. Россия хоть и избежала столь массовых расправ над чародеями, но подобные случаи бывали и здесь. Так из документов известно, что по приказу самого царя Алексея Михайловича один из чернокнижников был сослан в Якутск. Известно также, что в царских семьях содержался целый штат людей, обязанных строго следить, чтобы на хозяев не было наведено порчи. Решающую роль в борьбе с преследованием колдунов сыграла наука. Но жители сельской местности, как наиболее консервативная часть населения, до сих пор сохранили веру в них, хотя той агрессивности, которую к ним испытывали в средневековье, сегодня нет и у простолюдинов.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии