СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ СВЯЗАННЫЕ С ВОЛОСАМИ

Интересный обычай с волосами был зафиксирован Н. Добрынкиным в Меленковском уезде. В одном из своих очерков он сообщает: «В городе Меленки и смежных селениях существует такая примета: если сваха, отправляясь в дом невесты, встретит девушку, которую намерена сватать, и схватит ее за косу, то она от сватовства не отвертится, хоть бы и не люб парень был». Этот обычай, вернее его нарушение, был записан в 1971 году (т.е. ровно через сто лет) в деревне Вощиха. «Сваха меня за косу схватила, - рассказывала жительница этой деревни М.Ф. Балакирева, - а я за того, кого мне сватали, все равно не пошла». Как появился этот обычай? Если исходить из этнографических материалов, в древности у многих народов волосы считались эквивалентом самого человека и в случае вступления в брак нередко приносились в жертву богам, покровителям брачных союзов, насильственный же «захват» чьих-то волос стал символизировать победу над тем, чьи волосы приобретались. Очевидно, именно так появился обряд скальпирования, распространенный у древних галлов, скифов, позднее индейцев. Скорее всего обычай хватать девушку за косу во время сватовства относится к этому же разряду обрядов. То, что во Владимире распространялся он только на представительниц слабого пола - явное влияние традиционной культуры.

В языческие времена древние обряды трансформируются: прежние представления о волосах облекаются в новые легенды. Так одна из них повествует: «Как только человек появляется на свет, тотчас же Верпея (пряха, восседающая на небесном своде) начинает прясть нить его жизни».

Исходя из этой и других легенд, понятия: «нить», «волосы», «судьба», «жизнь» - становятся тождественными. Это позволяет понять, почему столь важное место в свадебном действе отводилось обряду с волосами невесты: ведь после замужества жизнь ее резко менялась, и обряд в символической форме отражал эти перемены. Проследим это на конкретном материале.

Как мы уже знаем, после венца владимирским невестам в конце XIX - начале XX века вместо одной косы сваха с жениховой стороны заплетала две, туго-натуго перевязывала их и покрывала повойником. Зачем волосы покрывали, мы уже выяснили. А что означали другие операции с ними и почему право заплетать две косы после венца предоставлялось именно родственнице с жениховой стороны? Ответ на все эти вопросы можно найти у А. Афанасьева. «Наш древний язык, - пишет он в своей книге «Народ-художник», - дает пленникам название: «вязень», «узник». Понятие плена и покорности побежденного в древности сливается в одно с идеею рабства. В немецком языке слово «обвить» указывает на насильное связывание побежденного. По мнению исследователя, сам брак в древности и позднее, во времена господства грубой физической силы, у многих народов был не чем иным, как захватом невесты, ее закабалением. То есть согласно объяснению ученого заплетение кос и связывание их свахой - родственницей жениха - означало после замужества особую связь девушки с домом - родом мужа (чем крепче узел, тем крепче связь). Подчиненность супругу и всем обитателям этого дома - тоже явное влияние традиционной культуры.

Но, если исходить из этнографических записей, узел использовался русским народом и крестьянами в том числе еще и как оберег. Известно также, что с целью предохранения невесты от порчи в Меленковском и Шуйском уездах ее «обертывали» рыболовной сетью. Этимология узла как оберега проста - ведь в основе его лежит крест.

Вероятно, по аналогии некоторые обряды с волосами, которые совершались у невест, были перенесены и на юношей. Так, согласно «Домострою», по приезде жениха в дом суженой перед венчанием сваха ему волосы чесала. В некоторых местностях Белоруссии ему их прижигали. А в Болгарии вплоть до XX века жениха впервые брили и при этом пели специальные песни. Но во Владимирской свадьбе конца XIX - начала XX века таких обрядов не зафиксировано. Что касается заплетения двух кос вместо одной после венца - ряд историков и исследователей считает, что обряд этот был заимствован русскими у татар. Правда, этому обычаю на Руси и Владимирщине следовали не везде. Так, в селе Инеры, Ярославской области, девушке, если она была сиротой, вообще под венец косы не заплетали, а забирали волосы в пучок. Не заплетали кос, а лишь скручивали в комель волосы после венца женщины в селе Дуброво.

Долгое время во Владимире существовал еще один обычай языческого происхождения, связанный с волосами: в деревне Драчево, Левашиха, погосте Ильинское-Телешево суеверы не выбрасывали волосы, вычесанные из головы, а складывали в специальную подушку или заплетали в косу, а после их смерти родственники эту подушку или косу клали им в гроб. Расшифровать эти обычаи помогают предания, записанные у сингвинских манси и народов Алтая. Согласно поверьям одних - волосы символизировали дорогу в мир мертвых, по представлениям других - если волосы попадутся злым духам, то их хозяин может заболеть или даже умереть. Вероятно, создавал эти мифы, человек в древности, полагаясь на уже имеющиеся знания, рассуждал так: если волосы символизируют жизнь и являются ее эквивалентом, то воздействуя на них, можно управлять жизнью их обладателя. Не случайно во время клятвы в древности было принято прикасаться к волосам. По всей видимости, истоки распространенного у многих народов, в том числе и русских, способа присушки (ношение отрезанной прядки волос любимого человека на груди, у сердца) именно таковы.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии