ВЕНЧАНИЕ И РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Важным моментом свадебного обряда в XIX - начале XX века было венчание. Венчание - специальный церковный обряд по случаю вступления в брак. Создавался и совершенствовался он веками, отличался особой пышностью и торжественностью: священнослужители встречали молодых в праздничном облачении, звучали слова псалмов, славящих Бога, именем которого освящался брачный союз, читались молитвы. В них священник испрашивал у Бога благословения для жениха и невесты, мира и согласия будущей семье. На парня и девушку надевались венцы, им предлагалось выпить из одной чаши вина, после чего их обводили вокруг аналоя. Главное назначение обряда - подчеркнуть важность свершаемого события, способствовать созданию крепкой пары. Следует отметить, что в XIX - начале XX века венчались практически все, так как до февральской революции 1917 года в России признавалась только одна форма брака - церковная. Несомненно, это было большой победой православия, так как из документов известно, что в среде простолюдинов церковный брак долго не приживался.

Доказательство тому - описание Н. Ворониным свадьбы в XVII веке в Суздале (при этом он опирается на летописные источники). Так вот он пишет: «Было обычным совершать обряд бракосочетания ночью; родители новобрачных приносили в храм питье и яства, происходило угощение, а потом гости заводили тут же продолжавшиеся до утра песни и пляски, в которых участвовали и священнослужители». Из описания видно, что хотя браки и заключались в храме, обряды во многом еще оставались языческими. А ведь Суздаль в то время был крупным религиозным центром.

В XIX веке отношение русского человека к церкви, православию и венчанию, в частности, заметно меняется. Большинство владимирцев даже в начале XX века искренне верили, что «венец союз крепит». Несмотря на то, что церковь изначально утверждала главенствующее положение мужчины в семье, она несомненно способствовала налаживанию между супругами добрых отношений, осуждала блуд как со стороны жены, так и со стороны мужа. Так, согласно «Уставу Благочиния» (1780 год), жена была обязана «повиноваться мужу, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать всякое угождение», муж же в ответ на ее преданность должен был «любить ее как собственное тело, жить в согласии, уважать и защищать». Если исходить из документов, сразу после венчания молодая семья попадала под защиту и покровительство церкви. Особенно это касалось слабого пола: священнослужители обещали оградить женщин от мужьих побоев, чужих оскорблений. В «Уставе Ярослава» предписывалось мужу в случае нарушения супружеской верности два лета поститься и отбивать ежедневно по 700 поклонов. Как известно, в жизни эти наставления редко исполнялись. И все-таки многие русские люди, и понятно почему женщины (кроме церкви им просто не к кому было обратиться за помощью), в XIX - начале XX века верили в Бога. Ломка прежней идеологии в годы советской власти для немалого числа деревенских жителей имела трагические последствия, вероятно, не менее серьезные, чем при замене язычества христианством. «Дружила я с одним, - рассказывала А.Ф. Ляпина, уроженка деревни Сосновка Камешковского района, вышла замуж в 1938 году, - он был коммунист, естественно, венчаться не хотел. А у меня в семье все верили в Бога, особенно сестра - она была монашкой. Сестра мне и говорит: «Крест нельзя ломать (то есть быть невенчанной)». Я и вышла за другого... Венчались втихомолку».

Как бы прелюдией к венчанию, его упрощенным вариантом являлось благословение родителей. Издревле родительское благословение служило признанием нравственной правоты задуманного, и вследствие этого рассматривалось как залог успеха. Оно расценивалось не только как одобрение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки всего сонма христианских святых во главе с самим Господом.

Как известно, традиционным ответом на просьбу сына или дочери благословить их на брак было: «Бог благословит». При этом в роли посредников выступали родители, а не священнослужитель. Безусловно, корни благословения таятся в недрах традиции, согласно которой младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Известно даже, что до XVII века обычай этот был закреплен законодательно: в случае, если парень или девушка вступали в брак вопреки воле отца или матери, они могли, если того желали родители, подвергаться тюремному заключению на срок от 4 до 8 месяцев.

Но что интересно: во многих уездах Владимирской губернии, несмотря на то, что в доме отец занимал главенствующее положение, большее значение придавалось благословению матери. «Молитва матери со дна моря поднимает, проклятие же потопляет», - считали владимирцы. Такая вера в силу матери сохранилась в некоторых населенных пунктах Владимирской области даже в начале нынешнего века. «Благословляла в первую очередь мать, - рассказывала К.П. Филиппова, уроженка деревни Озеро Волосатовского сельсовета. - Мать есть мать, начало всего!».

По всей видимости, вера в необыкновенную силу женщины восходит к языческим временам, периоду матриархата, когда наши пращуры отождествляли ее с матерью-землей, родоначальницей жизни, и поклонялись как богине. Так, в 1899 году один из корреспондентов Тенишевского бюро, проживавший во Владимирской губернии, записывает: «Крестьяне убеждены, что вода сотворена из дождя, светила из огня, животные и растения - из земли». Поклонение матушке-земле, кормилице было очень распространено во Владимире. В XIX веке благословение жениха и невесты, подобно венчанию, выливалось в целый церемониал, правда, менее пышный. Вот как описывает его дьякон И. Рождественский из села Семеновского (запись сделана в 1899 году): «В переднем углу сидит жених, по правую руку от него - отец и мать, по левую - крестные родители. Некоторое время все сидят молча, затем отец жениха берет хлеб, на который ставится соль и икона, и становится вместе с матерью лицом к дверям. Перед ними на овчину становится жених, кладет три земных поклона, затем целует икону, хлеб, отца и кланяется. Отец в это время крестит сына иконой, после чего хлеб и икона передаются матери, которая в свою очередь благословляет сына. Крестные тоже благословляют его образом, купленным специально для этого случая. Потом точно так же благословляют невесту».

По рассказам жителей Владимирской области, девушку чаще всего благословляли образом Богоматери, парня - Спасителя, иногда Николая Угодника, после чего иконы эти дарили молодым. Икона, как считали владимирцы, являлась оберегом, помогала во всех делах. Не случайно, когда молодые следовали под венец, впереди поезда ехал дружка с иконами, как бы расчищая дорогу от нечистой силы и тем самым предохраняя будущих супругов от всякого лиха. «Кортеж едет: впереди дружка с подружьем несут благословенные жениху и невесте иконы». В деревне Антипино дружка обходил с иконой всех лошадей перед отправлением к венцу. Особенно часто жители Владимира обращались к иконе Богоматери, которая считалась покровительницей Владимирской земли. «Из-под венца встречают молодых с Богородицей, свечку держат».

В XIX - начале XX века обращение к Богу, особенно в важные, поворотные моменты жизни для владимирского крестьянина становится нормой. Во время свадьбы просьбы, адресованные ему, нередко облекались в необычную, поэтическую форму. Так, в Судогодском уезде невеста перед отъездом к венцу, а затем в дом мужа, во дворе кланялась на все четыре стороны, просила прощения у матушки-земли, родственников и знакомых и произносила, как пишет А. Соболев, положенную молитву:

Спаси, Господь, меня
От врага-супостата,
От лихого человека,
От невольной смерти.
Положи, Господь, страх и благочестие,
Любовь к тебе и нам, грешным.
Пошли, Господь, закон принять,
С мужем желанным повенчаться,
С деверем, золовками, свекровью,
Свекором не ругаться.
Благослови, Господь,
Своим крестом многомилостивые.

В деревнях Муромского уезда имя Христа служило своеобразным паролем, чтобы жениха впустили в дом к суженой в день венчания. «Когда поезд жениха подъезжал к ее двору, - пишет в этнографическом очерке, воспроизводящем свадебный обряд в деревне Корниловка, Е. Добрынкина, - первым к избе шел сват женихов, но его не пускали. Он произносил: «Господи Иисусе Христе сыне Божий, помилуй нас». Невестин сват отвечал: «Господи, помилуй. На Амене и Бог спасет», - и отворял избу. Почти такой же диалог между представителями жениха и родственниками невесты происходил в деревне Молотицы. Истинно верующие полагали, что Бог - главный помощник во всех делах и защитник от всех бед. Особое внимание, по мнению сельских жителей, он проявляет к тем молодоженам, которые живут в соответствии с его заповедями и следуют христианским обычаям. Но в соответствующие моменты, как думали крестьяне, ему следовало о себе напоминать. Так, по поверью, чтобы дети рождались здоровыми и красивыми, невеста, войдя в храм, за несколько минут до венчания должна была произнести молитву: «Спаси, Господи, меня от замятных (больных, уродливых) детей». В некоторых деревнях Владимирской области даже в начале XX века моленье составляло отдельный акт свадебного обряда. «Как дом посмотрят - сговор, а через день жених с родителями и теткой приходил к невесте Богу молиться».

Но в большинстве деревень в начале XX столетия сговор, моленье и пропой совмещались. «Сперва-то договаривались. Богу молились, считали, что Бог поможет, а потом договор скрепляли вином». Влияние церкви на свадебный обряд несомненно проявилось и в том, что до недавнего времени сельские жители никогда не делали свадьбы в посты. «Игрались свадьбы только в мясоед. Справлять свадьбу в пост считалось большим грехом».

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии