СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ

В годы советской власти негативному отношению молодежи к браку «по достатку» в немалой степени способствовали работы теоретиков марксизма-ленинизма, лозунгом которых могла бы стать пословица: «Если милый по душе, с милым рай и в шалаше».

И все же, отмечая некоторые изменения в традиционной культуре в начале XX века, не стоит их сильно преувеличивать. В целом в сельской местности жители к традициям относились очень бережно, все нововведения воспринимали настороженно, как бы проверяя их на прочность. Так, еще долгое время, если парню не нравилась избранная родителями девушка и он отказывался на ней жениться, при повторном выборе инициатива вновь принадлежала родителям, а основными ценностями невесты по-прежнему были здоровье и трудолюбие.

Иногда, чтобы выбрать барышню, которая устраивала бы и жениха, и родителей, сваты объезжали невест десять. Осторожность наших пращуров вполне объяснима. Опыт подсказывал им: полная свобода при заключении браков ни к чему хорошему не приведет. Действительно, время доказало, что такая свобода допустима только на высоких стадиях развития общества, в странах с определенным уровнем культуры и высокоразвитой экономикой, а бедному, голодному и малообразованному человеку не до высших материй. «Не до жиру - быть бы живу», - говорили в таких случаях на Руси.

Отказ от этих прописных истин приводил и приводит к тому, что многие нововведения, не имеющие экономического обоснования и не подкрепленные традициями, как бы хороши они ни были в теории, кончались и кончаются крахом. Так, результатом распространения идеи «свободной любви», провозглашенной в нашей стране А. Коллонтай и поддержанной другими большевиками, явились тысячи бездомных ребятишек и огромное количество абортов. Временем был развенчан и лозунг о рае в шалаше. Несостоятельность его подтвердили современные социологические исследования. Вывод напрашивается сам: приданое невесты и дом (хозяйство) жениха в прежние времена являлись своеобразными гарантами крепкой семьи. При этом следует отметить, что «добро» невесты и дом жениха были своеобразными показателями их духовности, так как приобретались честным, упорным трудом, чего совершенно не учли большевики. Безусловно, любое правило не бывает без исключений, случались они и в крестьянском быту. И все же на фоне общей картины эти исключения, можно сказать, были единичны.

Даже в начале XX века во владимирских деревнях еще существовал обычай: если в семье было несколько сыновей или дочерей, женили и выдавали замуж их по старшинству. «Через сноп не молотят», - объясняли это крестьяне. Старшей дочери, особенно если у нее был какой-то физический недостаток, создавались более благоприятные условия для замужества: родители выделяли больше денег на ее наряды, специально увеличивали приданое, всячески задабривали сваху, чтобы она кому-нибудь «присоветовала» их чадо. Такая же забота в аналогичных ситуациях распространялась и на старшего сына. Поэтому случаи, когда кто-то из девиц или юношей, достигших брачного возраста, оставался одиноким, были редки. А если такое все же происходило, то порой неудачник или неудачница накладывали на себя руки. Несомненно, совокупность всех обычаев способствовала тому, что все дети в семье были определены.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии