КАК И КОГДА СЛОЖИЛАСЬ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

Как известно, семья даже в начале XX века в сельской местности носила ярко выраженный патриархальный характер: состояла из нескольких поколений родственников, чаще всего из трех, руководил которыми мужчина, обладающий всеми трудовыми крестьянскими навыками и достаточным опытом - большак. Существование такой семьи было продиктовано прежде всего условиями жизни, труда - крестьянское хозяйство в дореволюционной России было в основном натуральным, то есть крестьяне сами обеспечивали себя всем необходимым: пищей, одеждой, жильем.

Главным занятием крестьян в XIX - начале XX века, как и сотни лет назад, было земледелие. «Труд земледельца в Древней Руси, - пишет М.Н. Тихомиров, - был тяжелым и нередко малопроизводительным, т.к. земледельческая техника стояла на низкой ступени развития. В лесных пространствах тогдашней Руси главным врагом земледельца был лес, которым быстро зарастали брошенные пашни. Обработка лесного участка под пашню требовала большого труда. Надо было вырубить и выжечь лес, выкорчевать пни - словом, подготовить землю для пашни. Земля, удобренная золой, давала урожай в течение трех-пяти лет, после чего надо было начинать работу сначала. Брошенное поле быстро зарастало кустарником и молодыми деревцами, становилось «лядой». Такая «подсечная» система долго держалась на русском Севере и во Владимирском крае. Один человек, тем более женщина, не справился бы с подобной работой. Складывалась патриархальная семья веками. Впервые о существовании таковой у восточных славян мы узнаем из «Повести временных лет».

Описывая их быт, летописец Нестор сообщает, что они «жили родами, каждый род в своем месте особо». Так же, как и в более поздние времена, отдельный род представлял собой объединение семей, связанных кровными узами и властью родоначальника, только древняя семья была многочисленней. Подтверждают это раскопки, проведенные В. Равдоникасом в районе Ладоги. Согласно им, жилые постройки VII-VIII веков по площади намного превышали постройки IX-X веков. Это свидетельствует о том, что техника земледелия хоть медленно, но все же совершенствовалась. Но и в XX веке крестьянский труд остается очень тяжелым. Вот как характеризует его жительница деревни Дмитриево Меленковского района. «Когда жили своим хозяйством, работали до упаду. Летом спали совсем мало: в одиннадцать ночи ляжешь, а в три встанешь. В саму жару только отдыхали, а если дождь, то и без отдыха».

По свидетельству старых жителей, такой труд был необходим: опоздаешь с севом или уборкой хлеба - будешь зимой голодать. (Неравномерные нагрузки в разные периоды годового цикла были продиктованы прежде всего климатическими условиями: лето в средней полосе короткое, погода неустойчивая, а потому в промежутки, благоприятствующие урожаю, крестьянин старался успеть сделать как можно больше, тем самым как бы страхуя себя от всех природных неожиданностей).

Естественно, что вклад каждого члена семьи, даже ребенка, особенно в страду, был важен и дорог. И здесь многое зависело от организаторских способностей большака, его опыта, умения правильно распределить работу. «Хозяин добр (опытен) - и дом хорош, хозяин худ - и в доме тож», - гласит русская пословица. Залогом успеха был порядок во всем.

Порядки были строгими: завтракали, обедали и ужинали все вместе и в одно время. Опоздал к столу - ходи голодный. За каждым членом семьи, как правило, были закреплены определенные обязанности. Вот как описывает Ф. Казанский жизнь крестьян в погосте Ильинское-Телешево Владимирской губернии: «Дети помогают взрослым с шести лет: девочки нянчат маленьких детей, мальчики выполняют работу по дому. Начиная с десятилетнего возраста, дети умеют делать многие работы по дому наряду со взрослыми».

С детских лет происходило ролевое (по половому признаку) распределение работ: мальчики помогали отцу, девочки - матери. Отец распоряжается сыновьями, мать - дочерьми. Самый тяжелый труд, безусловно, ложился на плечи мужчин, чаще всего большака. «Большак принимается за работу с наступлением весны. Лишь темная ночь загоняет его домой», - сообщает в 1899 году И. Рождественский, житель села Семеновское. Все женщины подчинялись болынухе. Как правило, ею была жена большака, но иногда - старшая сноха. «Большуха распределяет женскую работу. В ее распоряжении - харчи, - сообщает Ф. Казанский. - Без ее ведома никто не смеет отрезать хлеба, начать кринку молока». Судя по пословицам, которые бытовали на Владимирской земле, тяжко приходилось снохам от такого пригляда. Вот лишь некоторые: «свекор - гроза, а свекровь выест невестке глаза», «лютая свекровь красоту с лица повыгонит, тело белое повысушит», «от свекоровых глаз не скоро укроешься, а от свекровиных - одна смерть унесет», «от свекровушкиной ласки слезами нахлебаешься»...

Так как мужчины в силу своих физиологических особенностей являлись главными производителями материальных благ, они присвоили себе и право распоряжаться ими, а заодно и теми, кто этими благами пользовался. То есть, согласно традиционной культуре, мужчины пользовались большими правами, чем женщины, и не только в семье. «Мужчины считают себя выше женщин, - пишет П. Каманин из села Домнино Меленковского уезда. - Женщина должна оказывать ему знаки почтения: встречаясь, кланяться и не переходить дорогу». В деревне Теренино проявлялось это даже в том, что в первую очередь кормили мужчин, и только после того, как они наедятся, за стол усаживались женщины. Неравенство между сильным и слабым полами проявлялось даже в том, что до недавнего времени женщина была лишена права голоса, отстранена от общественной жизни. Ее удел в прежние времена - дом, семья. «Бабья дорога - от печи до порога» - как бы определяла ее место в жизни русская пословица, широко бытующая во Владимире. Превосходство мужчин над женщинами в XIX веке было закреплено даже законодательно: известно, что земельный надел крестьянская семья получала только на лиц мужского пола. Но, безусловно, наиболее ярко неравенство между мужчиной и женщиной все же проявлялось в семейной жизни. Одно из подтверждений тому: согласно патриархальному укладу, выходя замуж, девушка обязана была переселиться в дом супруга, принять его фамилию. Таким образом, благодаря сыновьям, семья приобретала, можно сказать, бесплатные руки. Интересно, что обычай этот существовал уже в глубокой древности, о чем можно судить, читая «Повесть...» летописца Нестора.

В доме мужа девушка должна была беспрекословно выполнять любое желание супруга и его родственников. Вот как описывает жизнь замужней женщины во Владимирской губернии в начале XX века этнограф Г. Завойко. «Вскоре после свадьбы, случается, даже на другой день, молодой муж начинает проявлять по отношению к жене свое право господства: заставляет величать себя по имени-отчеству... Всегда обремененная тяжелыми работами, она должна выполнять любую его волю, даже если он пьян... Самого ничтожного повода иногда достаточно, чтобы муж начал колотить свою бабу. Среди лиц мужского пола по этому поводу даже существовала такая присказка - «бабу побить, что к обедне сходить».

В деревнях Меленковского уезда считалось позором мужу обращаться за советом к жене. В противном случае народное мнение клеймило такого «несамостоятельного» человека: ему давалось уничижительное прозвище по имени жены: к примеру, обращались к нему не Толя или Коля, а не иначе как «Матренин муж». Расширяет эти сведения очерк, посвященный женщине - крестьянке Е. Добрынкиной. «Бабья доля, - повествует она, - всем угодить, ко всем примериться: к золовкам, свекру, свекрови, мужу, зачастую награждающему ее пинком за то, что не услужила сестре или матери, а иногда и просто так, за здорово живешь». Как бы резюмирует все эти записи фраза из села Семеновского: «Власть мужа над женой безгранична, от жены требуется полное повиновение».

Отчасти такое поведение мужчин можно было оправдать: «Груба и грязна работа, коей крестьянин занят почти ежедневно, грязны пути сообщения, по которым он ездит, грязна улица в деревне, грязно у него во дворе, грязна на нем одежда и обувь, грязно в избе владимирца», - писал Г. Завойко. К тому же достаточно часто, как утверждают исследователи, примерно раз в восемь лет, случались неурожаи, то есть, можно сказать, адский труд шел насмарку. Нередко в таких случаях жена была единственным «существом», на котором мужик мог безнаказанно выместить свое недовольство.

Бывало, и без того тяжелое положение женщины на Руси усугублялось снохачеством, о чем еще в прошлом столетии писал Ф. Энгельс в своей знаменитой работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». «В России, - замечает он, - главы семейства сильно злоупотребляют своими правами по отношению к снохам и часто образуют из них для себя гарем... Русские народные песни весьма красноречивы на этот счет». Красноречивы не только песни, но и пословицы. Приведу лишь некоторые: «не женись для тещи, не отдавай для свекора», «отдавать не за отца, а за молодца»... Во Владимирской губернии по этому поводу существовали свои присказки и поверья. Некоторые из них приводит в своем очерке Г. Завойко. Вот одна: «Бай не бай, а свекру-то дай, тогда житье будет рай». А в Суздальском уезде считали - колокол на колокольню не поднимешь, если в толпе в это время находится снохач. Случаи, когда свекор принуждал сноху к сожительству, наблюдались даже в начале нынешнего столетия. «В деревне Надеждино, - вспоминала З.Н. Сергеева, - один прижил от снохи троих детей (сын рано помер). Это при живой жене, которой ничего не оставалось делать, как терпеть». Власть мужа над женой имела такую силу, что распространялась и на ее родителей. Это, в частности, проявлялось в прозвищах, которые закреплялись за родителями жениха и невесты во Владимирском и Юрьевском уездах: после рукобитья мать жениха, будущая свекровь, прозывалась там «заломихой», а мать невесты, будущая теща - «покорихой».

Столь подробный экскурс в семейные отношения, которые существовали в конце XIX - начале XX века, не случаен, без него многое в свадебном обряде, о котором пойдет речь далее, было бы не понятно.

И. Снегирев, знаток русских обычаев и обрядов, не без оснований утверждал, что «нигде так не проявляется народность и древний быт, как в актах русской свадьбы». Характеризуя «порядки», существующие в патриархальной семье во Владимире и Руси в целом, следует помнить, что они, по всей видимости, были присущи и другим народам, в частности сербам, германцам, кельтам, индийцам, кабилам, для которых такая патриархальная семья так же, как и для русских, являлась переходной ступенью от семьи, основанной на материнском праве, к индивидуальной семье. Несколько иной, очевидно, эта переходная ступень была у тех народов, которые знали рабство, например, греков, так как они жили за счет грабежей, а если и занимались сельским хозяйством, то для работ ими использовались прежде всего рабы. В связи с этим отделение молодых семей от родительских там происходило скорее всего раньше, чем на Руси и в странах с аналогичной экономикой, где большая семья являлась своеобразным производственным коллективом. Но как и на Руси, в Древней Греции власть мужа-завоевателя проявлялась в том, что жена для него была прежде всего «матерью его рожденных в браке наследников, главной домоуправительницей и надсмотрщицей над рабынями, которых он по своему усмотрению делал наложницами». Вероятно, снохачество в Греции и странах, подобных ей, было редким, так как в нем просто не было надобности.

СВАДЬБА ВО ВЛАДИМИРЕ - история традиционного русского свадебного обряда и элементов свадебной церемонии