УСПЕНСКАЯ (БОГОРОДИЦКАЯ) ЦЕРКОВЬ

Успенкая церковь

Успенская церковь построена в 1649 году «тщанием и трудами владимирцев гостиной сотни Патрикея, Андрея, Григорья Денисовых детей Родионова с своими племянники, да володимерцов посадских людей Василия Обросимова сына Хмылова, Семиона сына Сомова в вечные блага...». Это были разбогатевшие выходцы из среды посадского люда, торговцы, родоначальники купеческих фамилий дореволюционного Владимира. Сохранившийся храм и старые его описания позволяют составить представление о вкусах владимирского «третьего сословия» XVII века и мастерстве строителей и художников этой поры последнего расцвета древнерусского искусства. Храм (реставрирован в 1961 году А.В. и И.А. Столетовыми) очень красиво поставлен на той же южной кромке городских высот, на которой воздвигали свои белокаменные соборы зодчие XII века. Успенская церковь и завершает восточное крыло южного «фасада» древнего города. Может быть, это ее положение и пониженность рельефа по сравнению с городским центром и продиктовали выбор зодчими ее высоких пропорций и ее увенчание пучком больших, тесно поставленных пяти луковичных глав: церковь не потерялась в городской панораме и была прекрасно видна как из-за реки, так и из Среднего города. Успенская церковь — это храм с трапезной и колокольней на ее торце. Расчлененный лопатками стройный четверик завершается сочным карнизом с глубокими впадинами килевидных кокошников, над которыми поднимается нарядное и затейливое завершение храма из ярусов кокошников «в перебежку». Над ними на обработанных маленькими кокошничками с кровельками из луженого «белого» железа постаментах высятся пять луковичных глав, крытых первоначально деревянным чешуйчатым лемехом, приобретавшим серебристый цвет. С северной и западной сторон храм окружает открытая аркада паперти. К входам подводят крыльца. На северную сторону, к главной улице, выходит особенно нарядное крыльцо. Главка трапезной сверкала зеленой черепицей. Незаурядный талант зодчего сказался особенно ярко в композиции колокольни. Ее нижний четверик был использован для устройства первого яруса звона и был прорезан широкими полукруглыми арками. В отличие от обычного типа колоколен, где над четвериком возвышался высокий «столп» восьмерика, поднимающий ярус звона, зодчий опустил восьмерик, но зато сделал ярус звона исключительно изысканным. Он очень вытянут, его диагональные грани и арки уже граней и арок по осям постройки. Так же вытянуты и утончены оконца - слухи шатра, служившего резонатором звона и крытого луженым «белым» железом. При Успенской церкви был небольшой монастырек, так что она была окружена служебными и жилыми зданиями и оградой, в которой было двое каменных ворот; двухпролетные Святые ворота завершались двумя шатрами с зелеными черепичными главками. Таким образом церковь включалась в живописный ансамбль группировавшихся вокруг нее деревянных и каменных построек с их серебристыми и зелеными верхами, к которым древнерусские мастера всегда питали особую любовь. Древний интерьер храма был, по словам его старой описи, столь же красочен и наряден. Стены паперти были покрыты цветистой росписью; ее фрагменты сохранились около северного и западного входов; слева от последнего в резном белокаменном киоте с двумя кокошниками и помещена резная запись о постройке храма владимирскими богатеями. В трапезной стояли две печи, облицованные зелеными узорчатыми изразцами. Высокое и светлое помещение храма было также украшено росписью; зодчие позаботились об его акустике, устроив в стенах резонаторы - голосники. Образа иконостаса были окаймлены лентами тисненого серебра, а царские двери и шатровая надпрестольная сень - «писаны по вырезу сусальным золотом, серебром и краски». Об узорчатости и радостной цветистости декоративной обработки интерьера дают представление хранящиеся во Владимирском музее «тощие свечи» из Успенской церкви. Это полые внутри, стоящие на белокаменных постаментах восковые цилиндры, на поверхность которых горячим цветным воском нанесен поразительный по красоте и звонкости цвета орнамент. И здесь именитые строители храма не упустили случая увековечить свои имена в идущей по верху цилиндра узорчатой «вязевой» надписи: сооружение каменного храма и его украшение было не только даром божеству, «помогавшему» владимирским богатеям в их стяжательстве, но и служило делу прославления богатства «гостиных и промышленных людей», которые все чувствительнее отодвигали на второй план феодальную знать и помещиков. В искусстве посадских верхов русского города XVII века с необычайной силой выступают вкусы народа, из толщи которого поднималось купечество. Успенская церковь показывает, что и Владимир, захолустный город XVII века, не остался в стороне от того бурного развития народного творчества, которое било ключом в Москве, городах Поволжья - Ярославле, Костроме и других крупнейших центрах экономической и культурной жизни этой поры.

В настоящее время Успенский храм относится к русской православной старообрядческой церкви. Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 106а, тел.32-39-42.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ВЛАДИМИРА