СОЮЗ ЗОЛОТООРДЫНСКИХ ХАНОВ С ВЕРХАМИ ДУХОВЕНСТВА

Духовенство не стояло в стороне от политики и активно вмешивалось в между княжеские отношения. Политическая роль духовенства определялась экономическим могуществом церквей и монастырей. Как и светские феодалы, церковники были исключительно экспансивны. Они были активные стяжатели.

В ярлыке хана Узбека перечисляется разнохарактерное хозяйство церковно-монастырских вотчин. Церковно-монастырские имения имеют села и волости, ловли и борти, пашни, мельницы и скотские стада.

Если верхушка духовенства активно вмешивалась в междукняжеские отношения, то великие князья желали иметь угодных митрополитов, способных поддержать княжескую власть.

В 1310 году, после смерти митрополита Максима, возник вопрос о новой кандидатуре в главы церкви. Владимирский великий князь Михаил Ярославич, живший в Твери, представил константинопольскому патриарху своего кандидата в митрополиты - тверского игумена Геронтия. В свою очередь, галицкий князь Юрий Данилович обратился к патриарху с просьбой устроить самостоятельную митрополичью кафедру для юго-западной Руси. При этом выдвигалась кандидатура игумена Петра.

Разделение русской церкви очевидно не было в интересах константинопольского патриарха, и галицкий план провалился. Из двух кандидатов патриарх остановился на игумене Петре, назначив его митрополитом всей Руси. Митрополит Петр, имевший связь с Галицким княжеством, после своего назначения находился некоторое время в Киеве. Его задерживала в Киеве опасность столкновения с великим князем Михаилом Ярославичем, который, как известно, желал иметь митрополитом не Петра, а Геронтия.

Столкновение светской и духовной властей оказалось неизбежным, после того как митрополит Петр переехал из Киева во Владимир. Вскоре после приезда оформилась оппозиция против митрополита Петра, которая возглавлялась тверским епископом. Несомненно то, что вдохновителем этой оппозиции был князь Михаил Ярославич.

Местное духовенство выдвинуло против митрополита ряд обвинений с целью его дискредитации. Сообщив обо всем этом константинопольскому патриарху, местное духовенство устроило церковный суд над митрополитом Петром. Московский князь Юрий Данилович встает на сторону митрополита Петра к делает все возможное для разгрома оппозиции.

Суд над митрополитом Петром проходил в Переяславле-Залесском, т. е. на территории Московского княжества. Церковный суд в Переяславле-Залесском послужил основой для сбли­жения князя Юрия Даниловича с митрополитом Петром. Оппозиция потерпела провал на церковном суде, митрополиту Петру удалось опровергнуть предъявленные к нему обвинения и сохранить за собой митрополичью кафедру. В результате этого глава церкви стал надежным союзником московского князя и непримиримым врагом тверского князя. Митрополит Петр часто бывал в Москве, советовался с князем Юрием Даниловичем и помогал ему в борьбе против Твери. Помощь выражалась, главным образом, в применении духовных средств воздействия на князей и население, включительно до интердиктов.

Насколько значительной была роль митрополита Петра в политической жизни Междуречья, показывает эпизод с завоеванием Нижнего Новгорода. Тверской князь Михаил Ярославич снарядил свои рати, возглавляемые сыном Димитрием, для захвата Нижнего Новгорода. По пути к цели князь Димитрий заехал во Владимир, чтобы получить благословение от митрополита. Но поскольку овладение Н.-Новгородом Тверью не было в интересах московского князя, то митрополит Петр не только отказал княжичу Димитрию в благословении, но даже пригрозил проклятием и отлучением от церкви, если его войска пойдут на Н.-Новгород. Княжичу Димитрию ничего не оставалось делать, как вернуться обратно в Тверь.

Таким образом в распоряжении митрополита находились весьма серьезные средства воздействия на политических противников московского князя.

Кроме того, церковь пользовалась поддержкой ханской власти. Сотрудничество князя Ивана Калиты с ханом Узбеком дополнялось покровительством ханской власти по отношению к митрополиту Петру. В ярлыке хана Узбека митрополиту Петру подробно перечисляются договорные условия между ханской властью и духовенством православной церкви.

«Да никто же не обидит на Руси соборную церковь Митрополита Петра, и его людей, и церковных его; да никто же взимает ни стяжений, ни имений, ни людей. А знает Петр Митрополит в правду, и право судит, и управляет люди своя в правду, в чем ни будь: и в разбои, и в поличном, и в татьбе, и во всяких делах ведает сам Петр Митрополит один, или кому прикажет».

Охраняя церковь от вмешательства княжеской власти и ордынской администрации, хан Узбек стремился при помощи церкви закрепить иго монгольских завоевателей на долгие годы.

В заключительной части ярлыка дважды подчеркиваются обязанности православного духовенства во главе с митрополитом: молить «бога за нас, и за наши жены, и за наши дети, и за наше племя».

Молить бога за ханскую власть и за татарское царство, т. е. поддерживать ханскую власть, - вот чем должна была откупить церковь свою независимость от княжеской власти.

Благодаря поддержке ханской власти православная церковь играла огромную роль в возвышении Москвы. Уже при митрополите Петре, с 1326 г., Москва фактически становится церковным центром всея Руси. Со всех концов великой Руси - Новгорода, Смоленска, Киева, Галиции, Волыни, Чернигова - приезжали в Москву духовные вассалы митрополита - епископы и игумены. Львиная доля церковных доходов поступала митрополиту, который использовал их по своему усмотрению в Москве. По инициативе митрополита Петра в Москве был построен Успенский собор, в подражание такого же собора во Владимире.

При митрополите Петре были подготовлены все необходимые условия для перенесения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Его преемник - грек Феогност официально переносит свою резиденцию в Москву, ставшую церковным центром русской земли.

Во времена Калиты Москва преображается и становится признанной столицей Центрального междуречья. Если во Владимире на Клязьме прекратилось каменное строительство еще со времени нашествия хана Батыя, то Москва, как младший город Владимиро-Суздальской Руси, обстраивалась каменными зданиями.

Первые каменные постройки, по преимуществу церкви, появ­ляются в княжение Ивана Калиты. В 1326 году Иван Калита и митрополит Петр заложили Успенский собор - первую «церковь камена на Москве на площади, во имя святой богородицы, честного ея успения».

Последующие годы княжения Калиты отмечены постройкой еще нескольких каменных церквей, а в том числе и Архангельского собора. Большое внимание уделялось внешнему украшению церквей. Стены соборов расписывались фресками - водяными красками по свеже наложенной на стену штукатурке, состоящей из гашеной извести и кварцевого песка.

Фресковая стенопись принесена в Москву византийскими художниками, от которых заимствовали и значительно обогатили искусство фрески первые «русские писцы» - живописцы Захарий, Иосиф, Николай и др.

Все это говорит о том, что в раннее средневековье русский народ имел плодотворную культурную связь с соседними европейскими и азиатскими народами.

В конце 30-х годов XIV столетия территория города Москвы расширяется за счет новых посадов и слобод. В Московской летописи за 1339 год имеется следующее сообщение: «в лето 6847 постави князь великий Иван Данилович Калита град древян Москву, тако же и посады в ней украсив, и слободы, и всем утверди». Кремлевская крепость становится неузнаваемой, воздвигаются новые массивные стены из больших дубовых брусьев.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 5. Борьба за Владимирский великокняжеский стол и подготовка условий к созданию русского национального государства

Рост Московского княжества

Собиратель земли русской - князь Иван Калита

Союз золотоордынских ханов с верхами духовенства

Политика потомков Калиты

Ослабление Золотой орды

Куликовская битва

Дальнейшее развитие феодальных отношений

Политическая гегемония московских князей на Руси

Борьба за власть в московском великокняжеском доме