ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО НА РУСИ

С образованием нового монгольского государства - Золотой Орды - русские князья были обязаны получать ярлык на княжение у хана. В 1243 году князь Ярослав Всеволодович получает от хана Батыя ярлык на великое владимирское княжение.

При иных условиях, в новой обстановке приходилось князю Ярославу руководить внутренней и внешней политикой.

Батыевым погромом стремились воспользоваться западные враги русской земли - литовцы, немцы, шведы. Литовцы бесчинствовали в Смоленской земле. Ярослав Всеволодович идет со своими ратями на защиту русского города Смоленска. Литовские захватчики были отбиты, и на смоленском княжении утверждается Всеволод Мстиславич.

Борьба с литовцами - лишь начало напряженной внешней политики великого Владимирского княжества. Выдающуюся роль в этом сыграл талантливый полководец русского народа Александр Ярославич Невский.

После смерти князя Ярослава Всеволодовича в 1246 году на великокняжеском столе находились: Святослав Всеволодович (1246-1248), Михаил Ярославич Хоробрит (1248), Андрей Ярославич (1248-1252) и Александр Невский (1252-1263).

В княжение Александра Невского происходят новые столкновения временно покоренного русского народа с Золотой Ордой.

Закрепившись в Восточной Европе, ханская власть Золотой Орды стремится организовать более планомерную систему сбора дани. С этой целью, впервые на Руси, ханом Берке проводилась перепись тяглового населения. Единицей податного обложения устанавливалась «соха» - равная двум взрослым работникам. Перепись подданного населения получила название - «сошное письмо» или татарское «число», в которое включалось и сельское и городское население.

Таким образом татарская дань отличалась от предшествующих форм подати побежденных в пользу победителей тем, что точно устанавливался увеличенный размер ее, «число» - «по полугривне с сохи, а в сохе 2 мужа работники». (Гривна являлась основной денежной единицей в древней Руси - это был слиток из серебра весом около 200 граммов).

Отношение к татарскому «числу» различных слоев населения было неодинаковое.

Каждый двор, независимо от того, кто был его хозяином - купец или бедный горожанин, получал одинаковую раскладку татарской дани. Поэтому феодалам и купцам был расчет принять татарское «число» и не вступать в пререкания с ханскими баскаками.

Иначе отнеслись к «сошному письму» народные массы. Установление татарского господства привело к двойному гнету над сельским населением и городскими низами. Этот двойной гнет, осуществляемый боярами, князьями, с одной стороны, и завоевателями, с другой, народные массы испытывали постоянно и осо­бенно тогда, когда появлялись карательные отряды татар.

Татарские чиновники - представители золотоордынских ханов - обычно появлялись в подданных областях в сопровождении значительных отрядов войск. Они были не столько финансовыми агентами Сарая (поверяли численность подданного населения, собирали дань), сколько жандармскими чиновниками. Главные функции их сводились к тому, чтобы следить за жителями и особенно за князьями и держать их в постоянной покорности золотоордынским ханам. Поэтому они часто вмешивались в княжеские усобицы, творили суд и расправу и жестоко наказывали жителей за малейшую попытку изменить хану.

Вследствие этого, сообщение о появлении татарских баскаков с целью переписи подданных взволновало народные массы.

Лаврентьевская летопись так отмечает появление татарских «численников» в русских княжествах:

«приехаша численицы, исщетоша всю землю Суждальскую и Рязаньскую и Муромьскую, и ставиша десятники и сотники и тысячники и темники».

Время переписи населения - 1257 год - исходный момент позорного татарского ига на Руси. Именно с этого момента ордынские насильники стали регулярно получать дань с населения.

Через Владимирское княжество татарские баскаки проехали в 1257 году в Новгородские владения. Новгородские бояре, всячески стремившиеся избежать столкновений с татарами, сумели подкупить баскаков и временно спастись от татарского «числа». Через два года, в 1259 году, татарские переписчики вновь появились в Новгородских владениях, и на этот раз новгородцам не удалось откупиться. Дело не обошлось без провокаций. Из Владимиро-Суздальского княжества приехал некий Михаил Пинещинич и говорил новгородцам: «Если вы не вложитесь в число, так вот уж полки на Низовской земле».

Под напором бояр вече решило принять татарское «число»; по некоторым данным, новгородская аристократия даже вела переговоры с ханским посланником о совместном участии в подавлявшии народного возмущения, если таковое возникнет.

То, чего ожидали, произошло: летопись отмечает, что в 1259 году был «велик мятеж» в Новгороде против ордынских переписчиков.

«Чернь не хотеша дать «числа», решительно выступала против денежных повинностей татарским завоевателям. Иную позицию заняла в этом вопросе новгородская знать. «Творяху бо бояре себе легко, а меньшим зло», - т. е. бояре перекладывали всю тяжесть татарской дани на меньших людей - мелких торгов­цев и ремесленников. Это еще более усиливало недовольство. Татарские баскаки - ордынские чиновники сильно перепугались и стали просить охрану у князя Александра Невского. «Дай нам сторожи, ать не избьют нас», - говорили они князю. Но это не спасло их от народного гнева.

В 1262 году происходят восстания против татарских сборщиков дани в Ростове, Суздале и Ярославле. И здесь ордынский сборщик дани, особенно откупщик, был беспощаден к своим подданным.

«У кого денег нет, у того дитя возьмет; у кого дитяти нет, у того жену возьмет; у «ого жены нет, того головою возьмет».

Ополонение и продажа в рабство - вот судьба тех, кто не мог платить ордынской дани. Против ханских даньщиков и поднялись горожане и сельские жители.

Лаврентьевская летопись дает яркую картину бурных вечевых собраний в момент появления татарских откупщиков дани. Горожане яростно протестовали против «лютого томления басурменьского», а крестьяне «не терпяще насилия поганых».

Вечевые сходки приняли решения - изгнать ордынских даньщиков. «Выгнаша из городов: из Ростова, из Суздаля, из Ярославля» даньщиков, горожане не могли не опасаться ордынской мести.

Положение создалось тревожное. Татарское войско могло снова появиться и принести новое разрушение и смерть. Учитывая возможность такого исхода конфликта, великий князь Александр Невский спешит в Орду, чтобы предупредить хана о событиях в Междуречье и не допустить нового татарского нашествия. Поездка была успешной, Александру Невскому удалось уговорить хана Берке не посылать в русские пределы карательные отряды. Возвращаясь из Орды осенью 1263 года, Александр Невский умер в пути, в Городце на Волге.

Инициатива героической борьбы с монгольскими завоевателями принадлежала народным массам. Дворянско-буржуазная историография страшилась подобного вывода, стремясь представить борьбу против степных варваров как дело лишь княжеских рук.

Князья и их дружинники не имели бы успеха, если бы борьба против монгольских покорителей не была кровным делом широких народных масс. Все величие Александра Невского состоит в том, что он был патриотом родины, не щадящим ни сил, ни жизни для защиты своей отчизны. В этом его поддержали народные массы.

Недовольство бесчинствами баскаков часто выливалось в стихийные восстания против них. Так, в 1289 году горожане Ростова прогнали татарских даньщиков - правительственных чиновников Золотой Орды, приехавших в русскую землю за очередным сбором дани.

Один лишь ростовский князь Димитрий Борисович вел политику тику «непротивления».

После смерти великого князя Александра Невского тверской князь Ярослав Ярославич (брат Александра Невского) получает от ордынского хана ярлык на великое княжение владимирское и титул великого князя (1264-1271).

В княжение Ярослава Ярославича в городе Владимире произошло то, что сто лет тому назад испытал Киев, т. е. Владимир перестал быть резиденцией великого князя. Ярослав Ярославич не поехал во Владимир, а остался в Твери, которая стала временным политическим центром Волжско-Окского междуречья. Таким образом бывший великокняжеский центр Владимир превращается во второй половине ХIII века в преходящую вотчину тверского князя.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 4. Господство монгольских завоевателей в восточной Европе и дробление Владимиро-Суздальского княжества

Нашествие монгольских завоевателей

Хан Батый и завоевание им Владимиро-Суздальской Руси

Ледовое побоище

Татаро-Монгольское иго на Руси

Рост политического сепаратизма отдельных земель и княжеств

Владимир на Клязьме - центр православной церкви