КУЛЬТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ

Культурное развитие Междуречья далеко продвинулось вперед при Всеволоде III «Большое Гнездо».

Князь Всеволод всячески поощрял летописание, так как видел в этом средство укрепления великокняжеской власти во Владимире. В 1185 году владимирские летописцы работают над местными записями, объединяя их в единый летописный свод. Через семь лет первая редакция летописного свода подвергается переработке с целью возвеличить город Владимир и его князей. В этом летописном своде князь Всеволод впервые именуется «великим».

Крупным архитектурным памятником времени Всеволода III является Дмитриевский собор. Строительство Дмитриевского собора происходило с 1193 по 1197 г. В это время русское зодчество находилось под сильным влиянием романской архитектуры. Византийский стиль в сочетании с романским зодчеством придали Дмитриевскому собору особенно величественный вид. Внешние стороны стен собора украшались изображениями святых, мифологических зверей, деревьев, цветов и т. д. Стены внутри собора были расписаны талантливыми мастерами, создавшими замечательные фрески, принадлежащие к лучшим образцам византийской живописи эпохи Комненов.

Дмитриевский собор является выдающимся архитектурным памятником Владимиро-Суздальского княжества и занимает в истории русского зодчества XII века одно из первых мест.

К началу XIII века строительство и украшение церквей достигло такого уровня и совершенства, что позволяет говорить о своеобразном суздальском искусстве. Среди белокаменных церковных сооружений имеются несомненно высокохудожественные сооружения, такие, как Успенский собор во Владимире, церкви в Ростове, Суздале и Ярославле.

«Русское искусство, - писал Н.П. Кондаков, - есть оригинальный художественный тип, крупное историческое явление, сложившееся работою великорусского племени при содействии целого ряда иноплеменных и восточных народностей».

Своеобразный художественный стиль ростово-суздальского зодчества явился результатом творческого освоения лучших образцов византийского и восточного искусства. Памятники русского зодчества в Центральном междуречье опровергают нелепые рассуждения некоторых историков о том, что Ростово-Суздальский край стоял в стороне от цивилизации и культуры.

Великий волжский путь, установившийся еще в VIII веке, явился тем каналом, по которому, наряду с западными и восточными товарами, шли образцы мирового зодчества и литературного творчества.

Общественные и культурные нововведения князя Всеволода «Большое Гнездо», а также и его предшественника Андрея Боголюбского, имели огромное прогрессивное значение. Эти княжеские мероприятия являлись своеобразной попыткой преодолеть относительную отсталость Руси в сравнении ее с более развитыми для того времени народами Западной Европы.

Всеволод III продолжал традицию выдающихся киевских князей, и прежде всего Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, которые много сделали для перенесения византийской культуры к восточным славянам.

Эпоха упадка Киевской Руси и роста политического могущества владимирских великих князей ярко отражена в блестящем литературном произведении XII столетия - «Слово о полку Игореве».

Это произведение неизвестного автора связано с конкретными историческими событиями - походом новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Автор «Слова о полку Игореве», представитель княжеской дружины, дает правильную картину междукняжеских отношений в конце XII в.

Усобицы - раздоры между князьями росли, что ослабляло их сопротивление «поганим половцам».

Походы князей на поганых позатихли,

ибо сказал брат брату:

«Вот - мое, и вот - мое же».

И начали князи про малое

«Вот - великое» молвить

и сама на себя крамолу ковать;

а поганые со всех сторон приходили

с победами на землю Русскую.

Сеялась и росла княжеская усобица «а погание сами, с победами зарыскавши в Русскую землю, взимали дань по белке со двора». Тяжелые времена наступили в то время на Руси: «тоска разлилася по Русской земле; печаль разливом идет среди земли Русской».

Половецкие набеги опустошили землю русскую, отчего «век человечий скоротился».

Тогда по русской земле

редко пахари кричали,

но часто вороны вещали,

трупье себе поделяя,

да галки свою речь лопотали,

готовясь лететь на убоину.

Певец «Слова о полку Игореве» призывает князей и дружинников к политическому единению, к совместной братской борьбе против половцев.

Разрозненная борьба против степных завоевателей - то киевского князя Олега Гориславича, то северского князя Игоря Святославича, - не привела к разгрому врага, не гарантировала границы русской земли от новых набегов половцев.

Поход 1185 г. закончился поражением новгород-северской рати и пленением самого князя Игоря.

Автор «Слова о полку Игореве» обращается к владимирскому великому князю Всеволоду Юрьевичу с призывом на борьбу против половцев. Он дает гиперболическое изображение могущества Всеволода «Большое Гнездо», который может веслами разбрызгать Волгу и шлемами вычерпать Дон. Вот текст лирического обращения:

Великий князь Всеволод!

И мыслью тебе не прилететь издалеча

отчего злата стола постеречь.

Ты ведь можешь

Волгу веслами раскропить,

а Дон шеломами вылить.

Если бы ты был (здесь),

то была б рабыня по ногате,

а холоп по резани.

Ты ведь можешь

по суху (огонь) живыми стрелами метать –

удалыми сынами Глебовыми!

«Слово о полку Игореве» - гордая поэма о национальном самосознании. Смысл поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов.

Феодальная раздробленность страны накануне нашествия монголов, постоянные раздоры князей делали ее игрушкой в руках завоевателей.

Страстный призыв пронизывает всю поэму - постоять за родину, соединиться в борьбе за национальную независимость. Это - главное в поэме.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 3. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII веках

Образование Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский

Завоевательная политика княжеской власти

Дворцовый заговор и восстание 1175 года убийство князя Андрея Боголюбского

Всеволод III Большое гнездо

Культура Владимиро-Суздальской Руси

Признаки упадка Владимиро-Суздальского княжества