РОСТОВО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ - ВОТЧИННОЕ КНЯЖЕСТВО ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

После смерти великого князя Всеволода (1093 г.) начинается особенно упорная борьба за Ростово-Суздальскую землю. Половецкие набеги ослабили военную мощь Киевского княжества. Этим решил воспользоваться князь Тмутаракани Олег Святославич, организуя походы в Волжско-Окское междуречье. В этом военном мероприятии князь Олег получает поддержку от половецкого хана, заинтересованного в ослаблении влияния киевского князя во всех подданных землях. Олег захватывает Муром, считая его отцовской вотчиной.

Затем и Ростово-Суздальская земля стала объектом частых грабительских набегов князей и их дружин. В 1096 году князь Олег Святославич организует поход в Ростовскую землю. Лаврентьевская летопись сообщает: «Олег же омирив город, овы изъима, а другыя расточи и именья их отья: иде Ростову и ростовцы вдашася ему. И перея всю землю Муромску и Ростовьску и посажа посланникы по городам и дани поча брати».

Население захваченных территорий Олег Святославич облагал данью. Переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах пытается приостановить дальнейшее продвижение Святославичей, и один из его сыновей - новгородский князь Мстислав дает вооруженный отпор Олегу.

Какую позицию в этой борьбе занимает местное боярство (муромское, ростовское, суздальское)?

Если рязано-муромское боярство поддерживало Святославичей, то ростово-суздальское боярство было на стороне Мономаховичей. Ростовские и суздальские, бояре, как вассалы, поддерживали того сюзерена, который гарантировал им большую свободу в эксплуатации «своих смердов».

Широкую популярность приобрел Владимир Всеволодович Мономах своими удачными битвами с половцами. Еще при жизни своего отца Владимир Мономах организовал 12 победоносных походов против степных кочевников, грабивших русскую землю. «Но с этой отвагой, удалью, ненасытною жаждою деятельности, - писал Соловьев, - в Мономахе соединялся здравый смысл, сметливость, умение смотреть на следствие дела, извлекать пользу».

Владимир Мономах приобрел огромный боевой опыт в борьбе с половецкими захватчиками.

«А се вы поведаю, дети моя, - писал Владимир Мономах в своем Поучении», - труд свой, оже ся есмь тружал, пути дея и ловы 13 лет… А всех путий 80 и 3 великих, а прока не испомню менших. И миров есм створи с Половечьскыми князи без одиного 20, и при отци и кроме отца, а для скота много и многы порты свое; и пустил есм Половечскых князь лепших из оков толико: Шаруканя 2 брата, Багубарсовы 3, Овчины братье 4, а всех лепших князий инех 100…»

Многочисленные военные походы против степных врагов выработали чувство бдительности, настороженности. Время было тревожное. Опасность от неожиданного набега кочевников чувствовалась особенно жителями южных княжеств. Всегда приходилось быть наготове для встречи нежданного врага. Этой готовности находиться во всеоружии поучает своих детей Владимир Мономах: «На войну вышед, не ленитеся, не зрите на воевод; ни питью, ни еденью не лагодите (т.е. не предавайтесь) ни спанью; на стороже сами наряживайте, и ночь, отовсюду нарядившее около вои, лязите, а рано встанете; оружья не снимайте с себе вборзе, не розглядавше ленощами, внезапу бо человек погыбаеть. Лже блюдися и пьянства и блуда, в том бо душа погыбаеть и тело».

Князь Владимир Мономах много сделал для объединения русской земли, для поднятия престижа Киевского государства среди западно-европейских государств.

Международное положение киевского государства при Владимире Мономахе (1113-1125) окрепло, как никогда раньше. С киевским князем считались в Византии и Европе, а сильные западноевропейские монархи стремились к родственной дружбе с Владимиром Мономахом, мать которого была дочерью византийского императора.

Владимир Мономах был женат на дочери английского короля, а его сестра была замужем за германским императором.

Владимир Мономах был образованным человеком своего времени. Как писатель, он известен своим знаменитым произведением - «Поучение детям». Важным критерием культурности князь Владимир считал знание иностранных языков.

«Егоже умеючи, того не забывайте доброго, а егоже не умеючи, а тому ся учите, якоже бо отець мой, дома седя, изумеяша 5 язык, в том бо честь есть от инех земль. Леность бо всему мати: еже умееть, то забудеть, а егоже не уметь, а тому ся не учить, добре же творяще, не мозите ся лените ни на что же добре».

В конце XI века Киев терял свое господствующее положение даже в системе южных княжеств. Не говоря о таких сильных княжествах, как Черниговское, даже мелкие княжения имеют в это время тенденцию к сепаратизму. Политическая разобщенность княжеств, непрерывная княжеская усобица поставили в порядок дня междукняжеские съезды. В 1097 году по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха собирается первый съезд русских князей в г. Любече.

Любечский съезд впервые констатировал и юридически подтвердил отчинное право на владение княжением: «Кождо да держит отчину свою - вот основное положение этого права, сформулированное в решениях Любечского съезда. Участники съезда, князья, обязались друг перед другом, целуя крест, не покушаться на чужие вотчины и держать свои земли, полученные от отцов.

Но княжеские соглашения оказались непрочными, и Киевское государство после Владимира Мономаха все более и более клонилось к упадку.

Империя Рюриковичей оказалась непрочным государственным объединением, которое держалось на более или менее удачных завоеваниях. Крах внешней политики Рюриковичей, неспособность их захватить Царьград и особенно дальнейший рост феодальных отношений привели к распаду варяжской империи.

Прослеживая историю Киевской Руси на протяжении не одного столетия, нельзя отметить наличия стабильных, прочных границ этого государственного объединения, которое бы четко отделилось от других. Территориально-политического единства не было и не могло быть в тот момент, когда еще не установились прочные экономические связи между различными частями великой Руси.

Но одновременно с распадом Киевского государства экономически и политически росли и крепли другие центры Руси, «прежде всего Новгород Великий на Волхове, Ростово-Суздальская земля и Галицко-Волынская земля.

Каковы источники экономического роста Ростово-Суздальской земли? На протяжении ряда столетий славяне упорно осваивали Ростово-Суздальскую землю для своего хозяйствования. Это была напряженная, тяжелая борьба с суровой природой за поднятие целины.

Определяя характер великороссов, В.О. Ключевский говорил: «В Европе нет народа, менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. Притом по самому свойству края каждый угол его, каждая местность задавала последнему трудную хозяйственную загадку: где бы здесь ни основался поселенец, ему прежде всего нужно было изучить свое место, все его условия, чтобы высмотреть угодье, разработка которого могла бы быть наиболее прибыльна. Отсюда эта удивительная наблюдательность, какая открывается в народных великорусских приметах».

Несмотря на суровую природу, по сравнению с Приднепровьем, Ростово-Суздальская земля обладала многими, несравненными богатствами. Прежде всего - обилие рек. Водно-транспортные ресурсы Центрального междуречья огромны. Весь край изрезан многочисленными притоками Волги и Оки. На Север от Верхней Волги поднимались такие реки, как - Тверца, Шексна, Кострома и Унжа. По обоим берегам Оки чередуются такие ее притоки, как Клязьма, Мокша, Цна, Москва и другие.

Если Клязьма и Москва проникали вглубь Волжско-Окского края, то своими правыми притоками область Междуречья связывалась с Рязанской землей.

По приезде Юрия Владимировича, сына Владимира Мономаха, в Ростово-Суздальскую землю древний город Ростов был политическим центром Междуречья Верхней Волги и Оки. Между Киевом и Ростовом установился торговый путь, идущий по маршруту: Киев - р. Десна - Брянск - волок до верховьев р. Оки - р. Ока - Коломна - р. Москва - устье р. Неглинной - сухопутный путь до г. Ростова.

Почвы Междуречья не являлись препятствием для переселения колонистов и развития земледелия. Самое главное - жизнь в Междуречье была спокойнее по сравнению с северо-западными и юго-восточными окраинами Киевского государства. Частые набеги половцев, насилия князей и бояр, все это вместе взятое заставляло славян-земледельцев убегать на северо-восток, за Оку.

Далекая, неведомая северо-восточная окраина славянской земли быстро заселялась.

Славянские колонисты шли из Новгородской земли. Среднего Подвинья и с верховьев Днепра. Но они не составляли основную массу населения северо-восточной Руси. Если взять бассейн р. Оки, то здесь коренное население составляли вятичи, тоже славяне. В отличие от колонистов они были исконными жителями данного края.

Северо-восточная Русь заимствовала у Киевской Руси наименование ряда городов и поселков, например, имена городов как Переяславль, Галич, Стародуб, Звенигород и др. встречаются и на юге и на северо-востоке. Из этого следует, что киевская Русь имела длительное культурное влияние на Междуречье верхней Волги и Оки. Не случайно то, что выдающиеся киевские князья проявили большой интерес к этому краю. Владимир Мономах отметил, наряду со своими ратными успехами, тот факт, что он прошел «сквозь Вятичи» и проложил прямой путь из Киевской Руси к Центральному междуречью. По этому пути шла часть славянских колонистов.

Местная феодализирующаяся знать стремилась закабалить пришлое население.

XI-XII вв. - время торжества феодального землевладения в Центральном междуречье. Еще задолго до прихода Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле устанавливались сложные общественные отношения, которые не могли быть иными, как феодальными отношениями. А.Е. Пресняков правильно подходит к выяснению руководящей политической роли местного боярства. Он писал: «Это боярство в Суздальщине то же, что и везде в древней Руси, - «старейшая дружина», сильная административным влиянием, общественным положением и земельным богатством. Нет ни оснований, ни возможности считать этот класс - новообразованием, только что возникшим при Андрее Боголюбском или при Юрии Долгоруком. А наличность сильного земско­го класса заставляет признать, что первые князья Ростово-Суздальской земли, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский, строили свое политическое и владельческое здание не на зыбкой, только-что колонизирующейся почве, а на основе окрепшего общественного быта, сложного по внутреннему строю, в среде того же уклада, какой в ту же пору наблюдаем в Киевщине или на Волыни, в Галицкой земле или в Черниговщине. XII век - всюду на Руси время усиления боярского землевладения, боярского влияния и роста боярских привилегий».

Феодальное сельскохозяйственное производство было крайне раздроблено, несмотря на господство крупного землевладения. Ленин писал, что: «до капитализма производство земледельческих продуктов всегда велось в неизменной, мизерно-мелкой форме, - как в том случае, когда крестьянин работал на себя, так и в том случае, когда он работал на помещика, - и никакая общинность землевладения не в силах была сломать эту гигантскую раздробленность производства».

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 2. Ростово-Суздальская земля в составе Киевского государства

Варяжское завоевание славянских племен

Полюдье - сбор дани князьями и дружинниками

Введение христианской веры

Отражение степных завоевателей

Князь Ярослав Мудрый и появление Русской правды

Стихийные народные восстания - ответ на усиление феодального гнета

Ростово-Суздальская земля - вотчинное княжество Владимира Мономаха

Князь Юрий Долгорукий