ДРЕВНЕЙШИЕ ОБИТАТЕЛИ КРАЯ

Междуречье верхней Волги и Оки, как и все другие части России, имеет богатую и героическую историю, уходящую своими истоками в далекое прошлое.

История людских обществ начинается с момента отделения человека из царства животных. Необходимым условием жизни первобытного общества является осознанная трудовая деятельность людей, их способность создавать и применять, хотя бы примитивные, орудия труда.

Население на территории бывшей СССР появилось тогда, когда южные ее части постепенно освобождались от ледяного покрова. Современная Украина по своему климату и растительности тогда была похожа на тундру. Насельники этого края охотились на мамонта, поздним предком которого является слон; мясом мамонта люди питались, его кожей, покрытой длинной и густой шерстью, укрывались от холода, а клыки и кости убитого зверя они употребляли на выделку оружия. Остатки одной охотничьей стоянки на мамонта были найдены в Киеве.

Проходили тысячелетия, и по мере потепления климата ледники уползали на север, оставляя позади себя огромные валуны, обломки горных пород. Постепенно освобождалась от льдов и среднерусская равнина. Охотники, преследуя мамонта и других диких зверей, дошли и до Междуречья. Клыки мамонта были найдены в Ярославле. С момента, когда вся территория нашей страны была покрыта ледниками, прошло более полумиллиона лет. В послеледниковый период происходило более или менее быстрое изменение естественно-исторической среды.

Древнейшая история населения Центрального междуречья начинается с того момента, когда между людьми существовали родовые, доклассовые отношения.

В далеком прошлом люди жили родами - союзами родственников, иногда, в зависимости от условий жизни, возрастающими до нескольких сот человек. А жизнь первобытных людей, наполненная непрестанной борьбой с суровой, дикой природой, была нелегкая.

Людей преследовали дикие звери, - защита от них была доступна лишь коллективу. Коллективно они и охотились на этих зверей.

«При первобытнообщинном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Это в основном соответствует характеру производительных сил в этот период. Каменные орудия и появившиеся потом лук и стрелы исключали возможность борьбы с силами природы и хищными животными в одиночку. Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищных животных или соседних обществ».

Вот почему род составлял основную ячейку общественного строя того далекого времени. Роды объединялись в племена, где соплеменники имели свой разговорный язык, свои нравы и обычаи, отличные от других племен. Род и племя неразрывно между собой связаны, и нельзя представить племя без родовой группы.

Каждое племя замкнуто в себе, и «все, что было вне племени, было вне закона. При отсутствии определенного мирного договора царила война между племенами, и эта война велась с жестокостью, которая отличает человека от остальных животных».

Племя - это предел общественной организации при родовом строе, дальше которого оно не шло. «Племя оставалось границей человека как по отношению к чужаку из другого племени, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импонируют нам люди этой эпохи, они, тем не менее, совсем не отличаются друг от друга».

Родичи не отличались друг от друга разнообразием своих прав и обязанностей, так как эти категории (право и обязанность) в понятиях людей первобытнообщинного общества совпадали. «Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность проявляются в том, что здесь нет места для господства и угнетения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями...»

Это и означает то, что родовое общество является бесклассовым обществом, первобытнообщинным.

Так как родовое общество не делилось на классы, то не было и потребности в государстве.

Вот что собою представляло родоплеменное или первобытнообщинное общество. Эпоха первобытнообщинного строя является самой длительной во всей истории человечества по сравнению с последующими общественно-экономическими формациями (рабовладельческим обществом, феодализмом и капитализмом).

Большую помощь в изучении древнейшей жизни Центрального междуречья оказывает также археология - наука о памятниках материальной культуры. Научная обработка вещественных памятников началась с середины XIX столетия, когда делом изучения прошлого по раскопкам занялся Я.С. Уваров.

Он провел большие археологические раскопки в волжско-окском бассейне (на территории бывших губерний - Владимирской, Московской и Ярославской) и, впервые из русской археологии, дал анализ добытых тел памятников материальной культуры. Затем исследованием Верхнего Поволжья занимались археологи: Спицын, Городцов, Ефименко, Третьяков, Арциховский и др.

Советская археология критически использовала данные буржуазной археологии, во много раз умножив археологические исследования. «Наша археология вместе со всей советской исторической наукой стремится создать полную и точную историю своей страны, начиная с ее древнейшего, дописьменного периода».

Древнейшая жизнь населения Междуречья представлена разнообразными археологическими эпохами. То время, когда люди пользовались каменными и металлическими орудиями, археолог Городцов называет «индустриальной эрой», которая разделяется на два периода - каменный и металлический. Каменный период, или каменный век, как это принято называть в литературе, разделяется в основном на три стадии: палеолит, мезолит и неолит.

Палеолит - это такая стадия каменного века, «когда наша страна только начинала заселяться человеком».

Советская археология имеет большие успехи в изучении древнекаменного века. Если дореволюционным археологам было известно в России всего около 20 палеолитических стоянок, то советские археологи их открыли свыше 200. Вещественные памятники эпохи палеолита (отжимной техники) обнаружены и на территории междуречья верхней Волги и Оки.

Памятники эпохи мезолита и неолита (орудия сколотой техники) встречаются чаще и в большем количестве; данные раскопок Уварова и Городцова весьма обильны для характеристики неолита в Центральном междуречье. Древнейшие следы неолитического поселения человека найдены в долине реки Оки, близ деревни Волосово Муромского района. Волосовские раскопки подтверждают, что люди эпохи неолита (новокаменного века) занимались охотой и рыболовством. Из дерева, камня и костей животных и рыб волосовские люди делали себе орудия. Из домашних животных они знали собаку. Это был первый этап приручения диких животных - примитивное скотоводство.

На смену каменным и костяным орудиям приходят орудия из металла.

СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ - история Владимиро-Суздальской Руси, ее зарождение, развитие и упадок

Глава 1. Далекое прошлое Волжско-Окского междуречья

Древнейшие обитатели края

Люди бронзового века

Переход от родового быта к государственному строю

Культура славянских племен и их соседей