МУЗЕЙ В МУРОМЕ

Музей в Муроме существует уже более восьмидесяти лет, является гордостью горожан, удивляя приезжих обширностью и уникальностью коллекций, какие нечасто увидишь в небольшом районном городе. Созданию музея способствовал повышенный интерес к русской старине второй половины XIX - начала XX века, старания целой плеяды краеведов-коллекционеров, таких, как Н.Г. Добрынкин (1835-1902), создавший домашний музей и издавший несколько работ по истории края и города, активизация научно-просветительской деятельности в среде муромского купечества и интеллигенции. В 1910-е годы было открыто отделение Московского археологического общества, в 1912-1914 годах в реальном училище работал кружок по изучению природы, а с 1916 года действовало научное общество по изучению родного края.

По инициативе В.И. Жадина (1896-1974), впоследствии видного советского ученого-гидробиолога, 25 августа 1918 года открылся Музей местного края, экспонатами которого стали естественнонаучные коллекции, собранные юными краеведами. Чуть позже частью своих коллекций поделились А.Ф. Жадин и другие собиратели. Уже осенью того же года фонды музея значительно пополнились историко-художественными экспонатами, конфискованными уездной Чрезвычайной комиссией у участников левоэсеровского восстания. В конце 1918 года в музей поступили богатейшие коллекции имения графов Уваровых, известных русских археологов, Алексея Сергеевича (1825-1884) и Прасковьи Сергеевны (1840-1924), начало которым было положено их знатными предками - Разумовскими, Шереметевыми. Музей пополнился собраниями Н.Г. Добрынкина и академика живописи И.С. Куликова (1875-1941). В настоящее время фонды музея насчитывают около шестидесяти тысяч экспонатов и расположены в четырех зданиях.

Экспозиции исторические и древнерусского искусства разместились в одном из лучших трехэтажных купеческих особняков города первой половины XIX века - в доме купцов Зворыкиных (ул. Первомайская, 4). Младший из представителей этой семьи - Владимир Козьмич (1889-1982), талантливый инженер, изобретатель - в 1918 году эмигрировал в Америку и стоял у истоков изобретения телевидения. На доме есть мемориальная доска.

Художественная галерея музея , включающая коллекции русского и западноевропейского искусства XVII-XIX веков, разместилась в здании бывшей городской управы (ул. Первомайская, 6).

Несколько комнат двухэтажного деревянного дома, в котором жил и работал художник И.С. Куликов, занимает экспозиция, рассказывающая о творчестве этого самобытного художника-бытописателя (ул. Свердлова, 9). Иван Семенович был не только художником, но и коллекционером. Его коллекция народных бытовых предметов и одежды составляет основу этнографического собрания музея.

Летом 2000 года, в праздник Дня города, выставкой работ муромских художников открылся Выставочный центр в отреставрированном особняке середины XIX века (ул. Московская, 13). Еще в 1920 году музей организовал первую выставку местных художников, и с тех пор муромские художники постоянно устраивают в музее свои вернисажи. Их работы всегда доставляют удовольствие знатокам живописи и графики разнообразием техники, сюжетов и высоким профессиональным уровнем.

В доме Зворыкиных историческая экспозиция музея рассказывает об истории города и края со времен палеолита и до начала XX века. Обилие найденных стоянок каменного века позволяет дать представление о разных эпохах жизни древнего человека. Специальный раздел посвящен изучению культуры финно-угорского племени мурома. Неизменный интерес у посетителей вызывают комплекты бронзовых женских украшений, обнаруженные во время раскопок могильников. Значительный раздел посвящен первым славянам. В экспозиции представлены доспехи русского воина, изделия ремесленников, одежда горожан, а также сведения о жизни города рубежа XIX-XX веков. Фрагмент интерьера купеческой лавки дает представление о бурной торговой деятельности: французские шали, набивные ситцевые платки, граммофоны, подсвечники, фарфоровая и хрустальная посуда. Особый интерес зрителей вызывают интерьеры жилых помещений, отражающие быт городских обывателей. Интерьеры, насколько возможно, приближены к подлинным. Они скомпонованы в основном не из «музейных раритетов», а из обычных, бытовых, повседневных вещей того времени.

Собрание икон и произведений древнерусского прикладного искусства, несомненно, является наиболее ценной частью коллекции музея. Оно включает в себя уникальные памятники XIV-XIX веков. Коллекция сложилась в 1920-1930-е годы при закрытии муромских церквей и монастырей. В ней гармонично соседствуют иконы столичного письма и произведения местных мастеров. Самая ранняя - это икона с изображением Николая Чудотворца (XIV век). Она почиталась чудотворной и до революции находилась в церкви Николы Набережного. Образ святого написан мощно и свободно. Лик святого поражает суровой выразительностью. В настоящее время эта икона находится в Москве, на всестороннем исследовании у реставраторов и искусствоведов. Храмовая икона из Козьмодемьянской церкви «Козьма и Демьян» (конец XV - начало XVI века) создана столичным иконописцем. Образы святых величественны. Их стройные удлиненные фигуры имеют классические очертания. Изысканны сочетания изумрудных и охристых тонов. В стройной, утонченной гармонии этого произведения угадывается влияние школы Дионисия. Икона из этой же церкви «Никола Чудотворец» (начало XVI века) также привлекает внимание столичным уровнем письма. Облик святого возвышенно аскетичен и вместе с тем поразительно красив.

Богородичный ряд икон в собрании музея «открывает» замечательный образ Богоматери Одигитрии конца XV - начала XVI века из Николо-Зарядской церкви. Он отличается от обычных изображений тем, что правая рука Девы Марии сложена в благословляющем жесте. Недавно отреставрирована великолепная икона «Богоматери Одигитрии Смоленской» (XVI век ), на которой прекрасно сохранился авторский слой живописи, исполненный в классических традициях столичных иконописцев. Сенсацией стало открытие реставраторами другой муромской иконы - «Богоматери Одигитрии Шуйской» XVI века, написанной живо и непосредственно местным, не столь искушенным мастером. Она привлекает наивностью в подаче образов и ярким многоцветным колоритом. Икона «Троица» 1560-х годов, очевидно, была выполнена для собора Спасского монастыря с ориентацией на столичные образцы . Несмотря на то, что композиция насыщена многочисленными деталями, в целом иконография этой иконы восходит к классическому образцу «Троицы» Андрея Рублева. Икона «Спас Нерукотворный» начала XVII века почти две сотни лет находилась на Спасской въездной башне бывшего муромского кремля и охраняла город от неприятелей и бедствий.

Особенно интересны и своеобразны иконы, прославляющие местных святых. Так, на иконе «Собор муромских святых» XVII века изображены деревянный кремль с храмом Рождества Богородицы в центре, а по сторонам - две группы святых: Константин, Михаил, Федор, Петр и Феврония, Ульяния Лазаревская, молитвенно предстоящие перед Господом за свой город и всю землю русскую. На среднике житийной иконы XVII века, посвященной святым Петру и Февронии, город Муром представлен как идеальный град, особое святое место, подобное Горнему Иерусалиму. Клейма на ней яркие и занимательные, с множеством бытовых деталей. Икона находилась над гробницей святых в городском соборе. Другая икона - «Петр и Феврония в житии» (1618 год) - была написана по заказу известного исторического деятеля, муромского воеводы Андрея Федоровича Палицына, тоже для Богородицкого собора. Она представляет собой классический образец житийной древнерусской иконы. В прямоугольном среднике представлены Петр и Феврония в молении к Спасу, вокруг - тридцать два клейма со сценами жития. Колорит этого произведения - неяркий, тона сбалансированы в гармоничных сочетаниях. Фигуры всех персонажей удлиненных пропорций, черты лиц красивы и выразительны; композиция клейм построена просто, четко и свободно, без второстепенных деталей. Недавно раскрыта реставраторами третья икона муромских святых с житием Петра и Февронии 1669 года. Она была исполнена в Муроме по заказу посадского человека Сидора Матвеевича Лопатина для Георгиевской церкви. Очевидно, муромский иконописец взял за образец первую икону Петра и Февронии, несколько изменив композицию с учетом вкуса заказчика.

Монументальная икона 1714 года - «Константин, Михаил и Федор в житии» - написана муромским иконописцем Александром Казанцевым совместно с сыном Петром. На ней восемьдесят семь клейм неторопливо повествуют историю о крещении жителей Мурома и об изгнании из города святого епископа Василия. Другая подписанная икона Александра Казанцева - «Царь царем» (1690 год) - иллюстрирует текст Апокалипсиса. Казанцеву же приписывается работа особо редкой иконографии - «Звезда Пресветлая» (около 1700 года), на которой Богоматерь изображена во весь рост в лучах Звезды, а у ее ног - коленопреклоненные муромские святые. Это редкое гимнографическое произведение иллюстрирует хвалебные песнопения в честь Богоматери.

Древнерусское прикладное искусство представлено в музее драгоценными напрестольными, наперсными и выносными крестами, потирами и водосвятными чашами, окладами икон и складней. В основном это вклады муромских именитых людей XVII века, таких, как отец и сын Цветаевы и семейный клан Черкасовых. Особое место занимает панагия XVI века московской работы с резьбой по темной кости, в серебряной сканой оправе с двумя жемчужинами. Ряд серебряных предметов можно рассматривать как изделия местных мастеров. Одно из них - подписанное. Это напрестольный крест 1638 года из Спасского монастыря , исполненный и приложенный мастером Логином. Чудотворным почитался в Муроме большой выносной крест XVII века в окладе из серебра XIX века из Сретенской церкви. По преданию, он не раз спасал город от эпидемий чумы и холеры.

Среди произведений лицевого шитья XVI-XVII веков выделяются покровы с изображениями местных святых. Широко известен покров с мощей Петра и Февронии. В 1594 году царь Федор Иванович и царица Ирина (Годунова) прислали его в муромский собор Рождества Богородицы. Он был шит в ее знаменитой мастерской и является одним из самых лучших, тонких и лирических произведений, вышедших из этой царской светлицы. Шитье исполнено с необыкновенной теплотой и любовью, так как царица Ирина особо почитала Февронию как свою святую и молилась о даровании детей. Покров шит по дорогой итальянской камке голубого цвета льняными и шелковыми нитями, нимбы исполнены пряденым золотом и серебром. Уникальным можно назвать «тройной покров» с изображением легендарных муромских князей Константина, Михаила и Федора, вложенный в Благовещенский монастырь князем Андреем Федоровичем Мосальским в 1661 году.

Научная библиотека музея насчитывает около тридцати тысяч томов, включая пятитысячный фонд редких книг. Ее основу составили библиотеки Муромского уездного, духовного и реального училищ, а также часть знаменитого книжного собрания Уваровых, в котором около трех тысяч томов имеют уваровские экслибрисы и монограммы, а более трехсот экземпляров - автографы ученых и издателей. Библиотека продолжает комплектоваться, оставаясь единственной научной гуманитарной библиотекой в городе.

«Маленьким Эрмитажем» стали называть муромцы открытую 25 января 1996 года Художественную галерею. В четырех просторных светлых залах представлены все лучшие художественные коллекции музея. Чаще говорят - уваровские коллекции, поскольку почти все выставленное здесь поступило из Карачарова. На фамильных портретах видим дам в шелках и бархате, вельмож в мундирах с сияющими звездами - все они близкие и дальние родственники Уваровых, хранители семейных преданий , тайн и гордости рода. Когда-то они смотрели на своих потомков со стен кабинетов и гостиных столичных и провинциальных имений. Теперь они перед нами - князь Антон - Станислав Святополк - Четвертинский, прадед Прасковьи Сергеевны; одна из его дочерей, известная красавица Мария Антоновна, в замужестве Нарышкина, запечатленная искусной кистью Сальвадора Тончи; немолодой и неблистательный, в домашнем халате вельможа екатерининской эпохи Дмитрий Львович Нарышкин, ее муж, печально известный «магистр ордена рогоносцев». Жестко и несколько надменно взирает министр просвещения пушкинского времени С.С. Уваров с парадного портрета, исполненного Вильгельмом (Василием) Голике. С другого портрета на нас смотрит колоритная сутуловатая старуха в чепце, которую почему-то так и хочется назвать «пиковой дамой». И это не случайно: в образе графини из «Пиковой дамы», по признанию поэта, много сходства с Н.К. Загряжской, а, как выяснилось, на портрете именно она.

Уваровское собрание живописи складывалось на протяжении жизни нескольких поколений. Наиболее раннее в коллекции - «Распятие» конца XIV - начала XV века, исполненное итальянским мастером, современником Джотто. Несколько полотен представляют художников Фландрии XVII века. Сюжет из священной истории на картине Доссо-Досси «Святой Иероним» (первая треть XVI века). Среди наиболее интересных произведений - «Святой Франциск из Паулы» испанского художника середины XVIII века. Неизвестные голландцы представлены двумя произведениями: «Битва» и «Рыбачий поселок». Венчает собрание западноевропейской живописи прекрасный образ «Мадонны», созданный итальянским художником XVIII века Доменико Тьеполо (1726-1793).

Приобретали Уваровы не только старые, проверенные веками шедевры, но и картины русских художников, своих современников. В муромской коллекции оказались в основном небольшие пейзажи. В рисунках пером «Лес» и «Стадо овец» по точности изображения каждой детали, листочка или травинки безошибочно узнается И.И. Шишкин. Здесь и традиционный морской вид Н.В. Гриценко, и малороссийские пейзажи с ветлами С.И. Светославского. Сочностью пестрой палитры выделяется А. Архипов - авторское повторение картины «На Оке». Рядом с небольшими восточными этюдами В.Д. Поленова особенно восхищает размахом и глубиной его большое полотно «Мечты». Путник на скалистом берегу - Христос, а позировал художнику И.И. Левитан.

Галерея обставлена мебелью разных стилей и направлений: резной мореный дуб, датируемый концом XVII века, фанерованные красным деревом с простым бронзовым декором рабочие и карточные столы, бюро, диваны, стулья начала XIX века, традиционная для русских провинциальных усадеб мебель из карельской березы. Украшение коллекции - несколько предметов изысканной ореховой инкрустированной мебели немецкой работы: пристенный вычурный столик в стиле рококо, парные инкрустированные комодики.

В галерее можно увидеть французскую ампирную бронзу: золоченые оксидированные вазы-кувшины, люстры и канделябры, каминные украшения в виде античных воинских доспехов, часы лондонской и парижской фирм конца XVIII - начала XIX века. Из уваровского фарфора попало в музей только то, что и в прошлом веке считалось коллекционным: чашки и блюдца императорского завода в греческом стиле, расписанные под краснофигурные и чернофигурные вазы, чайная посуда и редкий флакон фирмы Гарднера; из немецкого фарфора - табакерки с сюжетной росписью, парные вазочки с лепными амурами; из французского - часть севрского сервиза, тарелки с сюжетами времен Наполеона.

Музей ведет разноплановую деятельность по сохранению и изучению культурного наследия региона. Традиционными стали проводимые ежегодно городские краеведческие «Добрынкинские чтения». Начиная с 1990 года раз в трехлетие музей собирает представительные «Уваровские чтения», завоевавшие симпатию музейных работников, архивистов, историков России. В последние годы музей стал центром «Содружества музеев Нижней Оки» - организации, в которую входят около 20 музеев из трех ближайших областей России. В 2000 году музей организовал летний детский музеологический лагерь. Серьезным влиянием пользуется Археологическая служба музея. Один из немногих в России, музей проводит археологические раскопки, комплексные собирательско-этнографические экспедиции, конференции самого высокого уровня. Значительное внимание уделяется развитию культурного туризма. Постоянно обновляются программы посещений, материалы научно-популярного характера (проспекты, буклеты, карты-схемы, открытки и пр.). Как правило, это все малотиражная, часто меняющаяся продукция, выпускаемая на музейном оборудовании. В здании Художественной галереи разместился небольшой выставочный салон музея, где можно купить необычные авторские украшения и изделия традиционных российских художественных промыслов, картины муромских художников. Самые разные по стилю живописцы устраивают здесь свои мини-выставки-продажи.

МУРОМ - все города Владимирской области