МСТЁРА

Невелик поселок Мстёра на реке Мстёра, притоке Клязьмы, неподалеку от Владимира, а известен всем и каждому, у кого есть вкус к изделиям народного художественного творчества. Кто не знает, кто не любовался на выставках, в салонах кустарных ремесел мстёрскими шкатулками с миниатюрной лаковой живописью, искусными вышивками мстёрских мастериц. А откуда пошла-есть Мстёра - вот рассказ.

В старинных летописях уже в 1218 году упоминается город Стародуб - столица удельного княжества Стародубского, в который входила и Мстёра. Остатки древнего города Стародуба сохранились там, где ныне стоит клязьменский городок Ковровского района, в тридцати километрах от Мстёры. В конце XIV века Стародубское княжество делится на ряд небольших самостоятельных уделов, входящих в Московское княжество, - Стародубский, Ряполовский, Палехский и Пожарский. От последнего получили свою фамилию князья Пожарские, а от той лесной части Стародубского удела, что звалась в народе Ромоданью, приняли свою фамилию князья Ромодановские, с именем которых связана древняя история Мстёры.

Первые дошедшие до нас письменные упоминания о Мстёре относятся к 1628 году. Тогда она называлась Богоявленской слободой и принадлежала князю Григорию Петровичу Ромодановскому и его сыновьям.

Другим владельцем Мстёры был ближний стольник Петра I «князь-кесарь» Федор Юрьевич Ромодановский, начальник Преображенского приказа, его потешный генералиссимус «король Фридрихус и адмирал Прешпургский». Личным указом Петра Мстёра в 1714 году была дарована ему «за заслуги и усердие».

В бывшем Богоявленском храме и сейчас хранится портрет «князя-кесаря», красовавшийся над родовой гробницей князей, устроенной здесь же, в храме. В течение многих десятилетий родовая вотчина Ромодановских - Богоявленская слобода, Мстёра - переходила из рук в руки. После Ромодановских ею владели другие князья и графы, связанные между собой родственными узами: Головкины, Черкасские, Тутолмины, Панины, Комаровские.

С давних времен Мстёра становится известной своим иконописным промыслом. Показательно - в 1724 году княгиня Ромодановская выписывает из Мстёры в Москву тридцать иконописцев для писания фамильного княжеского иконостаса и росписи домашней церкви. В актах того времени упоминаются имена иконописцев Савелия Никифорова, Григория Голышева, Семена Семенова, Семена Бороздина и других.

В своих повседневных заботах и трудах жители слободы были связаны с близлежащим Богоявленским монастырем. Спустя несколько десятков лет после первого письменного упоминания о ней слободу нельзя уже было узнать. К 1694 году, как свидетельствуют документы того времени, в ней было 162 двора, а жителей - более пятисот человек.

До того как Мстёра - искусство ее мастеров - стала той Мстёрой, какую мы знаем по ее удивительной, чарующей красками лаковой миниатюре, былая иконописная традиция претерпела немалые изменения. Непросто было найти новые пути творчества, впрочем, так же было и в Палехе, и в Холуе. Начальные опыты освоения тематики, отличной от прежней иконной живописи, давались трудно. Безуспешны были на первых порах и попытки организовать артель живописцев - обстоятельства вынуждали объединяться то с вышивальщицами (а вышивка гладью по-своему достопримечательность Мстёры), то со столярами-краснодеревщиками (и этот промысел был развит в Мстёре). Только в начале 30-х годов живописцы выделились в самостоятельную артель, получившую громкое по тем временам название «Пролетарское искусство».

С годами мстёрские мастера - поколение старшее и те, кто перенимал и нес дальше эстафету выработанного мастерства, - сложили тот многоцветный, многорадостный почерк Мстёры, который своей неповторимой «особинкой» входит в соцветие художественных промыслов России. Краски, сияющие чистотой, - киноварь, бирюза, охра золотистая и тот небесной ясности «голубец», что завещан еще Андреем Рублевым, прорись тончайшая - беличьей кистью, сюжеты из пушкинских сказок, сцены гуляний, праздников - вот она, Мстёра.

Напомним: на Всемирной выставке 1937 года в Париже мстёрские мастера И. Клыков, А. Котягин, А. Брагин, В. Овчинников, И. Серебряков были удостоены дипломов «Гран-при» и золотых медалей.

Напомним, как в довоенные, послевоенные годы на всесоюзных, всероссийских выставках в Третьяковской галерее, выставочном зале Манежа, а затем и в Доме художников на Крымской набережной в Москве мстёрская миниатюра неизменно имела успех. Нынешние мстёрские миниатюристы - самые творчески одаренные - состоят в Союзе художников России, удостоены почетных званий. Исконное искусство Мстёры живет сегодняшней жизнью!

ВЯЗНИКИ - все города Владимирской области