КНЯЖИЙ ДВОР

Александровская слобода - один из достославнейших памятников российской истории, связанных с именем Ивана Грозного, - великолепный ансамбль древней русской архитектуры. Здесь с начала XVI века появилась небольшая, но быстро разраставшаяся усадьба великого князя Василия III. При его сыне, Иване IV, избравшем Александровскую слободу своей «опричной» столицей, строительство достигло наивысшего расцвета. Воздвигаются торжественные храмы, дворцовые палаты. Относительно скромная великокняжеская усадьба Княжий двор превращается в резиденцию самодержавного царя всея Руси, в знаменитый историко-архитектурный ансамбль, каким он дошел до наших дней. Минувшие века опочили на его куполах, на его древних стенах, время отзывается голосами истории. Именно Александровская слобода положила начало городу Александрову. Предлагаем Вам выдержки из книги историка Н.С. Стромилова «Александрова Слобода», 1884г.:

Путь от Троицкого монастыря к Переславлю пролегал и через то место, где возникла после Новая Слобода (Александрова); оно как раз приходилось на полпути между Сергиевой обителью и Переславлем (в 40 верстах от обоих).

...Красивое ли гористое местоположение на крутом берегу реки Серой, течение которой тут образует свой прихотливый, извилистый поворот, лесистость ли местности, обильной красным зверем и охотной птицей, соколами, копчиками, с которыми любил Василий потешаться, и при псовой охоте, может быть, встреча тут с тогдашними этого места единственными обитателями звероловами-охотниками, наконец, даже как перепутье у реки, удобное для стану на полпути между Троицким монастырем и Переславлем, на котором он, быть может, и с отцом останавливался, все это обратило внимание Князя.

...Случайный стан на гористом берегу реки Серой, или пригорье около него, для любимой княжьей потехи - расположило Князя посещать по временам, преимущественно осенью, «осеновать» это место, на котором вместо стана возник уже временный путевой двор, расширившийся в Государевы хоромы, и создана церковь, так что не далее, как в 1514 году освящена была декабря 11 церковь Покрова Святой Богородицы в новом селе Александровском, тогде же Князь Великий во двор вшел.

...Каковы были Княжий двор и церковь в Новом Селе и кто был зодчий? На это сведений не имеется; одновременно, вероятно, строились двор и церковь, что можно полагать по изложению записи, церковь, без сомнения, раньше была готова, а к освящению постройкою поспел и двор. Вероятно, в главных основаниях постройка имела много общего с только что незадолго славным Миланцем зодчим Алевизом, оконченным каменным дворцом в Кремле Москвы, в который Великий Князь Василий Иванович в мае 1508 года перешел на житье из деревянных хором.

...Княжий двор в слободе по месту своему, на дороге в дальное Залесье, хотя и был перепутьем, но в сущности это был обширный вотчинников двор, на котором, вероятно, кроме двора, собственно великокняжеских хоромин, были вблизи в разных местах службы и домы дворовых людей княжеских, также со службами, и тем оказался вполне удобным для продолжительного жительства князя с супругой и их слугами - боярами, придворным чином, окольничими, детьми боярскими, дворянами и прочим людом. Хоромины эти состояли из нескольких клетей, углубленных или выдававшихся из главного строения; оне отличались по назначению своему или расположению названиями сенника, избы середней, западной, брусяной, постельной, столовой, гридни, повалуши, теремов и т. п.; окружали их переходы под навесом и с глухими перилами; главный из этих переходов, без сомнения, вел к подле хором стоявшей церкви Покрова Богородицы. Около двора заносился замёт (забор) где частоколом, а где и плетнем, а с лица рубленою стеной. Против княжьего двора, от него по крутобережью до реки, расстилался сад, им еще в древнее время князья любили украшать свое местожительство.

...Среди многочисленнаго общества вотчинников, входивших в состав Государева двора, Великий Князь Василий Иванович проводил в слободе время. День обычной его там, как и всегда в жизни, был хотя разнообразен занятиями, но оне-то были ежедневно одни и те же. Обряд Государевой комнатной жизни посвящался: утром молитве в крестовой, затем следовал приезд бояр ко двору, выход к обедне в слободскую церковь; возвратясь, Великий Князь, как говорили тогда, «судил и рядил землю» с боярскою думою до самаго столоваго кушанья (обеда), после котораго следовал отдых до вечерен; после обеденнаго сна князь делами уже не занимался, а шел, если под праздник, то к церковной службе, и после вечером до вечерняго кушанья проводил время в семействе или с самыми ближними людьми. Нет сомнения, что Василий и ранним утром или при сборе в храм к обедне оповещал или сам навещал свою Великую Княгиню, сходясь с нею к столовому кушанью. Но любимое препровождение времени Великого Князя Василия в слободе, а тем более осенью, была охота; эта потеха начиналась нередко с самого утра и потому изменяла обычный порядок дня; ею тоже изменяли церковные празднества и действа, а также богомольные выходы столь нередкие во время пребывания Василия в слободе, в объездах монастырей.

...Из летописей видно, что Великий Князь ездил в слободу «осеновать», значит, он в ней всю осень проводил. А может быть, проезжая в слободу, и после чудотворцевой памяти в Сергиевом монастыре 25 сентября, который он посещал постоянно, иногда даже и за неделю или две до нея посещал монастырь Троицкий «помолиться» в нем в этот день, и после сего ехал на свою потеху или в Волок и Можайск, или в слободу. В слободе он праздновал местный сельский храмовый праздник Покрова Богородицы, судя по сообщению летописей, можно полагать, что Василий праздновал Покров день в слободе в 1528 и 1529 г., и даже может быть нарочно приезжал Василий в 1533 г. в слободу, чтобы отпраздновать Покров день в слободе.

...Не в одной охоте с соколами, и травле собаками протекало «осенование» в слободе.

«...Осенью того лета (7037) приидоша к Великому Князю послы Казанские от царя Казанского Сафа-Гирея в Нову Слободу, от Табай-князь да Дана-князь, да Обреим-Бакшей и говорили и били челом Великому Князю о том, что царь хочет перед Великим Князем исправиться... и Князь Великий Казанских послов отпустил».

...Посещение Великого Князя в его Новой Слободе архиереем Сарским Досифеем и Чудовским архимандритом Ионою и приход к Василию в Новую Слободу Казанских послов, Татарских князей, наводит на мысль, что княжий двор для приема тех и других, вышел из скромных размеров временнаго или обыденнаго пристанища княжова двора; далее продолжительное осенование по летописям двухкратное, в действительности могло быть и ежегодное, почти побывание, на три месяца в слободе, положительно побуждает подразумевать под княжьим двором: хоромины, в которых кроме изб, постельной, средней да малой повалуши, светлиц да горниц, теремов да верху, были обширныя не покоевые палаты: большая передняя, середняя приемная, и столовая древняя гридня, гридница, большая повалуша для посещений приезжих, приемов послов, думы боярской, застольных пиров и княжьяго веселья: княжьи летний жилые покои; некоторые из теремов имели, быть может, пристрои небольшия и крытыя огороженныя гульбища, с которых видна была вся красивая окрестность слободы.

АЛЕКСАНДРОВ - все города Владимирской области