СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА

Дмитриевский собор (1194-1197 гг.) был дворцовым храмом князя Всеволода III. Это - одно из интереснейших творений владимирских зодчих. Его строительство Всеволод III приурочил к рождению сына Дмитрия.

За свою многовековую историю Дмитриевский собор неоднократно страдал от пожаров. Немалый урон претерпел он и от татаро-монгольских разорений. Захватчики полностью похитили драгоценные памятники прикладного искусства.

Многочисленные поновления сильно исказили облик собора и привели к значительным деформациям сводов и других конструктивных элементов постройки. Плохое качество ремонтных работ, вызванное утратой традиций белокаменного строительства или недостатком средств, дополнилось в 30-х годах XIX века варварским уничтожением древних галерей и лестничных башен по «высочайшему распоряжению» императора Николая I. В результате «реставрации» 30-х годов собор лишился также северного свода «восходных полатей», разобранного для устройства винтовой лестницы, ведущей на хоры, и ценнейших фресок XII века. В это же время сильно пострадал и аркатурно-колончатый пояс, большая часть колонок которого была заменена новыми, а место древних изящных рельефов заняли грубые фигуры святых.

Алтарная сторона Дмитриевского собора Алтарная сторона Дмитриевского собора. Фото начала XX века.

Огромное внимание уделяется реставрации Дмитриевского собора. Особенно значительными были инженерно-укрепительные и реставрационные работы, начатые в 1939 г. и успешно завершенные в 1952 году Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту Л.В. Столетова. Эти работы обеспечили возможное восстановление первоначальных форм памятника, устранили серьезные деформации сводов, парусов, светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Старые дубовые истлевшие связи, проложенные в XII веке внутри стен, были заменены железобетонными.

Дмитриевский собор - это образец типичного древнерусского крестово-купольного храма. Как и церковь Покрова на Нерли, он имел первоначально галереи, прикрывавшие нижние части его фасадов, свободные от резных украшений. Своды галереи были закрыты снаружи килевидными закомарами. Внутренние торцы сводов примыкали к стенам - их следы в виде дугообразных пятен прослеживаются на южном, западном и северном фасадах.

В Дмитриевском соборе слаженные пропорции сочетаются с высокой техникой кладки. Ширина собора (14,85 м) относится к его длине (19,50 м) как 3:4, высота достигает почти 28 м. Соотношения всех основных размеров как памятника в целом, так и его архитектурных деталей подчиняются единой древнерусской системе - своеобразному кодексу архитектурной красоты. В этом отношении Дмитриевский собор следует русской традиции. Но именно сочетание традиции с фантастически богатым и великолепным резным декором ставят, этот памятник в ряд неповторимых и уникальных произведений древнерусской архитектуры. Обтесывая глыбы мягкого известняка, каменотесы придали им вид блоков (прямых параллелепипедов) одинаковой высоты. Поэтому белокаменные блоки, уложенные в ровные ряды, создают строгие горизонтальные строки. Используя эту закономерность, мастера сумели разместить рельефы с большой свободной и богатой фантазией.

Строки сюжетной резьбы чередуются на фасадах храма со строками орнаментальной, птицы сплетаются с растениями, растения - со зверями, хвост льва заменяет тонкий стебель с трилистником, язык барса - мягкая лиственная ветвь. А над всем этим богатством реального и вместе с тем сказочного мира барельефов стоит человек.

Изображения человека в этой белокаменной поэме, возвеличивающей Владимир, владимирцев и их князя Всеволода, занимают почетное место.

Особенно интересны барельефные изображения одиночных и парных всадников, вытянувшиеся в пятой горизонтальной строке над аркатурно-колончатым поясом западного и южного фасадов. Всадники, скачут навстречу друг другу. Их напряженные фигуры, развевающиеся плащи, туго натянутые стремена и поводья подчинены единому ритму аллюра. Они в богатых княжеских одеждах и на превосходных лошадях; в руках одних - обнаженные мечи, другие - безоружны.

Старое фото Дмитриевского собора восточная сторона Дмитриевский собор, восточная сторона. Старое фото Прокудина-Горского.

Актуальность этих сюжетов, лаконизм и доступность их выражения свидетельствуют о большом мастерстве владимирских резчиков и их высоком патриотизме, роднят их с замечательным шедевром древнерусской литературы «Словом о полку Игореве».

Композиция всадников заняла самую большую площадь среди всех рельефных композиций собора. И хотя в левых пряслах южного и западного фасадов изображения всадников не сохранились, можно предполагать, что они были там в древности (5-е строки здесь заняты поздними прилепами XIX века).

В правом прясле южного фасада над окном находится интересная многофигурная композиция, выполненная по мотивам популярного в средневековье мифа о вознесении Александра Македонского на небо. Александр представлен сидящим в корзине с двумя ягнятами в поднятых руках. В корзину впряжена пара грифонов. Они тянутся вверх за ягнятами и создают видимость вертикального подъема. Таков центр композиции. Дополнив его резными фигурами различных зверей и птиц, мастера придали всей композиции особую значимость и законченность.

В других странах миф о вознесении Александра Македонского на небо трактовался иначе: в качестве жертвенных животных обычно изображались зайцы, удерживаемые на копьях. Изменение этой композиции на стенах Дмитриевского собора и замена зайцев ягнятами, которые были на Руси символом жертвоприношения, должны рассматриваться как переосмысление и переработка мифа русскими и, вероятно, местными мастерами.

На северном фасаде (левое прясло) изображен Всеволод III, торжественно восседающий на троне с сыном Дмитрием. С обеих сторон у трона стоят покорные князю коленопреклоненные бояре. Периферийные изображения зверей и птиц устремлены к центру композиции - великому князю Всеволоду III, который не только восхваляется в этих рельефах, но и сравнивается в своей силе и власти с могущественным Александром Македонским.

На том же северном фасаде в правом прясле сохранился древний аркатурно-колончатый пояс, нарушенный на других фасадах поздними доделками. Здесь все колонки и фигуры между ними выполнены в XII веке. Последние отличаются изящными пропорциями, моделировкой одежд, создающих иллюзию ткани. Изображения не повторяют друг друга, каждое из них имеет свои, только ему присущие особенности. Высокие достоинства этих рельефов наглядно видны при сравнении с рельефами аркатурно-колончатого пояса в соседних пряслах, почти полностью замененных в XIX веке.

Резьба на стенах Дмитриевского собора Резьба на стенах Дмитриевского собора. Старое фото Прокудина-Горского.

Западный фасад, как и южный, богато украшен белокаменной резьбой. Здесь, в центральном прясле, над окном возвышается фигура царя Давида, повторенная на южном и северном фасадах. По сторонам - изображения львов, барсов, птиц.

На верхнем уровне центрального окна с левой стороны даны сиены борьбы Геракла со львом и птицы сирин (она имеет туловище и голову женщины) с барсом.

Строкой ниже разместились две пары птиц со сплетенными крыльями и хвостами - очень распространенный сюжет; еще ниже - стилизованные деревья, а под ними оригинальная композиция, изображающая гусей со сплетенными шеями (за борьбой гусей следит собака). Этот рельеф отличается мягкой пластикой и динамичностью.

Световой барабан собора также украшен резьбой, которая представляет собой как бы бесконечно сплетенную рамку с изображениями людей, птиц и зверей. Вверху барабан опоясан кольцом, составленным из камней со ступенчатой обработкой, в центре которых изваяны львиные маски. Собор увенчан шлемообразным куполом, завершающимся ажурным крестом с голубем, который показывает направление ветра. Это превосходный памятник прикладного искусства XII века.

Техника резьбы Дмитриевского собора поражает разнообразием. Одни рельефы выполнены в сухой графической манере и отличаются четкостью рисунка, другие - удивительно пластичны и объемны. Почти все рельефы резались заранее на земле и ставились на свои места при кладке.

Отдавая должное высокому мастерству резчиков, нельзя не отметить, что объем резных работ, выполненных ими, очень велик. Вместе с колонками аркатурного пояса на памятнике более 1300 отдельных резных рельефов.

Дмитриевский собор во Владимире фото Прокудина-Горского Дмитриевский собор. Фото: Прокудин-Горский, начало XX века.

В собор ведут три двери, обрамленные торжественными перспективными порталами с резными дугами - архивольтами.

Интерьер (внутренний вид) Дмитриевского собора покоряет простотой и лаконизмом архитектурных форм. Красивы и живописны его своды, стройны крестчатые столбы, устремленные к куполу, легки хоры, где во время богослужения находилась княжеская семья и ее именитые гости из разных стран, желавшие посмотреть удивительный памятник, возвышающийся в городе деревянных домов и землянок.

Скульптурное убранство интерьера ограничено фигурами парных львов в пятах арок, несущих барабан главы и своды хор. Фресковая роспись собора, выполненная в 1197 году греческими и русскими мастерами, отличается высоким художественным качеством и принадлежит к числу уникальных памятников живописи. Сохранилась часть композиции «Страшного суда» - апостолы и ангелы (центральный свод), «Богоматерь: в раю», «Лоно Авраамово», «Шествие праведных жен в рай», «Трубящие ангелы» (малый свод).

Кисти греческого художника принадлежат все апостолы и архангельское воинство южного склона. Лики апостолов аскетичны, сосредоточены, строги и вместе с тем сугубо индивидуальны; одежды уложены пышными складками.

Кисти русских мастеров принадлежат все остальные фрески. Они отличаются некоторой графичностью рисунка, более жесткой пластикой и большей декоративностью. Колорит фресок Дмитриевского собора сдержан и гармоничен.

Дмитриевский собор дорог нам как замечательный памятник зодчества и культуры. Храм послужил прообразом Рождественского, собора в Суздале и Георгиевского собора в Юрьев-Польском - лебединой песни владимиро-суздальского зодчества.

СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ ГОРОДА ВЛАДИМИРА сделанные в начале XX века русским фотографом Прокудиным-Горским