СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ УСПЕНСКОГО СОБОРА

Уже много столетий на клязьминских высотах стоит Успенский собор как символ могущества и высокой культуры Северо-восточной Руси.

У его алтаря возводились на великое княжение крупнейшие русские полководцы и государственные деятели: Александр Невский, Дмитрий Донской и все другие владимирские и московские князья, начиная от сына Юрия Долгорукого Михалки и кончая Иваном III; в его стенах еще в XII в. было начато составление владимирских летописей. Около ста лет, вплоть до конца первой четверти XIV столетия, Успенский собор был фактически главным храмом всей Руси.

Вид на Успенский собор со стороны Клязьмы Вид на Успенский собор через реку Клязьму. Старое фото начала XX века.

Успенский собор - это подлинная сокровищница древнерусского искусства. Он хранит образцы высокого искусства безымянных художников XII-XVII веков и фрески Андрея Рублева.

Владимирский Успенский собор считался лучшим памятником архитектуры, которому подражали строители монументальных храмов раннего московского зодчества. Так, по его образцу в конце XV века известным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен одноименный собор Московского Кремля.

Успенский собор заложен 8 апреля 1158 года. Первоначально это был одноглавый храм с шестью подкупольными столбами. Он имел притворы у южного, северного и западного фасадов, а также лестничную башню у северо-западного угла для перехода.

Двери собора были украшены золотом, жемчугом, драгоценными камнями; купол, колонки светового барабана и аркатурного пояса были окованы золоченой медью.

Князь Андрей Боголюбский, основатель храма, видел в православной церкви свою опору, верного помощника в объединении разрозненных русских земель. Он понимал, что церковь будет защитником его княжеского авторитета, и поэтому не пожалел средств на постройку пышного собора. Князь выделил собору собственный город Гороховец, лучшие села и слободы, десятую часть в своих обширных стадах и хлебах и десятину доходов от торговли. Поэтому мы не удивляемся летописному известию о богатых одеждах, шитых золотом и жемчугом, которые вешали на праздник «в две верви (в два ряда - ред.) от Золотых ворот до Богородице, а от Богородице до владычных сени (то есть от собора до сеней епископского дома - ред.) во две же верви чудных».

Нетрудно представить, как красив был собор, освещенный сотнями свеч хоросов (люстр), сверкавших золотом и серебром сосудов, сочными красками фресок и икон. И все это отражалось в огромном зеркале блестящего медного пола.

В 1185 году собор сильно пострадал от пожара. В то же время во Владимире сгорело 32 церкви. При восстановлении храм был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами, старые полуцилиндрические апсиды с восточной стороны были заменены новыми, большими по размеру, и несколько отодвинуты к востоку.

Таким образом, старый собор оказался как бы в футляре, между ним и новыми стенами образовалась галерея.

По углам храма было поставлено еще четыре главы и собор стал пятиглавым. Галереи удвоили площадь собора, увеличилась вместимость (около 4000 человек).

В 1237 году притвор (галереи) собора был расписан фреской.

Еще свежи были краски росписи, когда татаро-монгольские полчища сломили мощную оборону Владимира, ограбили храм и подожгли его. От огня и вражеских мечей по гибло множество горожан, искавших убежища за стенами собора.

Храм подвергался разорению и в последующие годы. Так, летописец сообщает, что в 1293 году татаро-монголы «церковь Владимирскую разграбища, и чудное дно медное (медный пол - ред.) выдраша и сосуды священные вся поимаша».

Успенский собор во Владимире на старом фото Прокудина-Горского Успенский собор на старом фото Прокудина-Горского.

К XVII веку неоднократные ремонты до неузнаваемости исказили древний облик собора.

Уже с самого начала XVIII столетия предпринимались попытки восстановить собор. Были поставлены иконы, реставрированные в Москве, укреплены стены. В 1734 году восстановительные работы, которыми руководил крепостной Н. Александровской слободы Яков Буев, были закончены. Мастера сделали кирпичную накладку стен и, уровняв их по высоте, покрыли четырехскатной кровлей; купола храма были сделаны луковичными.

В 90-е годы XIX века Успенский собор подвергся капитальной реставрации, в результате которой было восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, расчищена древняя фресковая роспись.

В июле 1918 года в Успенском соборе были начаты реставрационные работы. В течение пяти месяцев специальная государственная комиссия в составе 19 ученых, художников-реставраторов, архитекторов и фотографов исследовала состояние фресковой росписи собора. С фресок Андрея Рублева были удалены масляные и темперные прописи и известковая забелка. Тогда же были раскрыты рублевские фрески в алтарной части памятника. С тех пор промывка и укрепление фресковой росписи Успенского собора проводятся регулярно. В последние годы раскрыты ценнейшие фрагменты фресковой росписи 1237 года, реставрирован западный свод северной галереи, реставрирован и вызолочен центральный купол, поставлена новая отопительная система, благоустроена территория собора. В 1962 году проведены укрепления штукатурного и красочного слоя фресок XV века и их промывка.

Архитектурный облик памятника весьма своеобразен. Его широкие фасады расчленены на пять вертикальных разновеликих прясел. Три средних прясла западного фасада соответствуют ширине храма 1158-1160 гг., крайние обозначают ширину галерей, пристроенных в 1185-1189 гг.

Галереи по отношению к первоначальному храму принижены. Поэтому с юга, с запада и севера за пятью закомарами внешних стен видны еще три закомары, ставшие как бы декоративными.

В центральной части памятника на белокаменном четверике высится мощная девятиметровая в диаметре глава с 12-ю окнами на световом барабане. Барабаны всех пяти глав украшены аркатурным пояском, колонки которого обрамляют узкие окна сложным карнизом с фистонами (камни со ступенчатой обработкой) и кокошниками. Кровля собора (первоначально свинцовая) положена на своды и повторяет их форму, создавая красивую волнистую линию. Центральная глава, украшенная в древности листами золоченой меди ручной ковки, завершается шлемообразным куполом. При его реставрации в 90-х годах XIX века старые листы купола были переплавлены: в них оказалось 2000 кг красной меди и более 4 кг золота. Отдельные листы золоченой меди и детали древних крестов, окованные золоченой медью, хранятся ныне в Государственном историческом музее в Москве и Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. На одном из этих листов имеется запись о землетрясении, которое произошло в 1340 году: «В лето 6848 месяца июля в 13 на память святого апостола Акилы гром бысть и земля потрясесь». В местной летописи оно не зафиксировано.

В убранстве фасадов памятника главное место занимает аркатурно-колончатый пояс, протянутый почти по середине фасадов и поднятый на алтарных апсидах. Пояс южного фасада и южного прясла восточного фасада поставлен на стену, в других местах он выступает за плоскость стены и колонки его свободно висят.

На южном фасаде уцелело семь белокаменных блоков со следами сбитой резьбы и два древних рельефа - женские маски. На северном фасаде сохранилась интересная композиция «Три отрока в пещи».

Не все оконные откосы имеют одинаковый профиль. Если большинство откосов украшено валиками, то окна центральных прясел южного, северного и западного фасадов и окно западного прясла северного фасада вместо валиков имеют желобки, то есть обработаны так же, как и окна первоначального (Андреевского) собора. Прясла с окнами «андреевского» типа соответствуют древним притворам и лестничной башне Андреевского собора. К сожалению, высота этих притворов пока неизвестна.

Главный портал всеволодовской галереи ведет к стенам Андреевского храма (1158-1160 гг.), где сохранились и древние окна, и старый аркатурный пояс. В древности он был украшен фресковой росписью, превосходно сочетавшейся с золоченой оковой колонок и арочек.

Фрагменты фресковой росписи 1161 года (изображения двух старцев и двух павлинов) сохранились в северной галерее по сторонам нижнего окна в арочках, напротив гробницы, облицованной мрамором (захоронение семьи Георгия Всеволодовича).

В конце XV III века старый иконостас работы Андрея Рублева (иконы из него хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее) был заменен новым иконостасом с пышной золоченой резьбой в стиле барокко.

Против «царских врат» стоят большие пышно украшенные святительское и царское места. В основании царского места помещены скульптуры двух китов и двух львов, которые символизировали могущество императорской короны.

Полы храма в XII веке были набраны из медных плит (первоначальный собор), разноцветных майоликовых плиток (галерея 1185-1189 гг.) и мозаичных кубиков (алтарь). В XVIII в. полы были выложены чугунными плитами.

В 1408 г. собор был расписан выдающимся художником древней Руси Андреем Рублевым и его другом Даниилом Черным.

В центральной части храма под хорами сохранилась наиболее крупная композиция «Страшный суд». На арке изображены трубящие ангелы, зовущие мертвецов на суд. На своде, в круге из шестикрылых серафимов, фигура, вершителя суда - Христа; над ним ангелы, свертывающие свиток небес. Рядом, в медальоне, звери - символы «четырех царств»: Македонского - грифон, Римского - крылатый дракон, Вавилонского - медведь, антихристова - рогатый зверь. На прилегающей к своду стене - престол суда и орудия распятия. По сторонам престола Мария, Креститель и коленопреклоненные «праотцы» Адам и Ева в мольбе за человеческий род. На склонах сводов - апостолы и ангельское воинство. Стремясь к созданию цельной композиции и органическому соединению архитектуры и живописи, художник вынес по одному апостолу с каждой стороны (Петр и Павел) на прилегающую к своду стену с изображением престола. На северном подхорном столбе - видение ангела пророку Даниилу, на противоположном южном столбе дано изображение праведных жен. Рядом, над аркой, интересная (но плохо сохранившаяся) часть композиции «Земля и море отдают своих мертвецов». Земля изображена в виде женщины с жезлом в правой руке и гробом в левой, море - в виде женщины с распущенными волосами. В правой руке ее - затонувший корабль. Заключительная картина суда размещена в южном нефе, где представлены возглавляемое апостолом Петром шествие праведных в рай (северный склон свода), врата рая, охраняемые херувимом с огненным мечом, и «благоразумный разбойник» (западная стена нефа), «Лоно Авраамово» (на южном склоне свода) и богоматерь с ангелами (восточная стена нефа). Здесь же, в западной арке, две фигуры старцев (роспись 1189 г.).

Помимо композиции «Страшный суд» фрески Рублева сохранились в алтарной части храма, где показано, как ангел уводит младенца - будущего Иоанна Крестителя - в пустыню, и фрагмент фигуры воина на юго-западном подкупольном столбе, а также орнаменты, окаймляющие композиции и арки.

Фрески Успенского собора дороги, потому что в них отразился духовный подъем русского парода, вызванный победой на Куликовом поле. Художника мало занимает традиционная для церковной живописи идея устрашения. В созданных им образах, запечатлевших его современников, нет аскетической суровости, они полны мягкости и душевного благородства. Плавные линии и контуры рисунка, предельная ясность композиции, совершенный колорит, безукоризненное понимание архитектуры - все это выдвигает Рублева па одно из первых мест в русском искусстве, ставит в один ряд с крупнейшими мастерами Европы.

Старое фото Успенский собор с восточной стороны Успенский собор с восточной стороны. Фото: Прокудин-Горский.

Большой интерес представляет некрополь Успенского собора, расположенный во Всеволодовской галерее. Здесь похоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский, его брат Всеволод Большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и многие другие, а также древнерусские писатели епископ Симон, один из авторов «Киево-Печерского патерика» и Сера-пион Владимирский, известный своими поучениями, в которых он призывал русских князей к единению.

В центральной части храма установлена металлическая рака, в которой в начале XVIII века находились останки Александра Ярославича Невского (перенесена из Рождественского монастыря).

Существующая колокольня с высоким золоченым шпилем (1810 г.) стоит на месте старой колокольни, пострадавшей в 1806 г. от молнии.

Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней, выстроен в 1862 году по проекту архитектора Н.А. Артлебена.

СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ ГОРОДА ВЛАДИМИРА сделанные в начале XX века русским фотографом Прокудиным-Горским