НАЧАЛО БЕЛОКАМЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЗАЛЕСЬЕ

Лишь восемьдесят лет отведено было историей на создание в Залесье белокаменных храмов. Дикий камень в считанные годы, на глазах одного-двух поколений, превратился в прекраснейшее творение человеческих рук.

Земля, о которой пойдет речь, изначально звалась Залесской. Называли ее еще Ростово-Суздальской или Владимиро-Суздальской. Но это пришло уже потом. Для киевских же князей, правивших всей Русью, это была земля «за великим лесом». Она лежала между Окой и Волгой. Добраться до нее было не так просто. Дремучие боры и топкие болота скрывали ее и делали пути к ней непроходимыми. Но зато за ними открывался обетованный край - безлесное Ополье, черные плодородные земли которого делали его сказочно богатым.

Вожделенные помыслы Киева рано привели сюда первых землепроходцев. Уже в IX веке, при легендарном князе Рюрике, стояли здесь города Муром, Ростов, Суздаль. Укрепить киевскую власть в этом крае можно было только с помощью самых близких людей - сыновей великого киевского князя. Им отдавались в удел благодатные земли. Сам Владимир Святославич «Красное Солнышко» (?-1015), креститель Руси, приезжал сюда, чтобы узнать, сколь большой интерес представляет Залесская земля для его огромной империи. Убедился, что надо крепко держать ее в своих руках. А для этого повелел в Ростове и Суздале храмы из дуба «рубити». Они и стали здесь первыми очагами христианства. В 992 году епископ Феодор освятил эти первые в Залесье деревянные храмы. Они были настолько хороши, что летопись не удержалась и отметила: таких «не бывало и потом не будет».

Из дерева храмы строились тогда и в других местах. В самом Киеве первый Софийский собор был деревянным «в верх в один», то есть одноглавый, а в Новгороде даже «о тринадцати верхах». В XI веке летопись упоминает деревянную церковь Спаса в Муроме. И это неудивительно. Русь была сплошь деревянной. Строить из дерева было делом привычным. Материал имелся под рукой, и мастера были свои. Искать и учить не приходилось.

Удивительное в другом. Что заставило строителей вместо дерева использовать плинфу. Первые храмы из плинфы в Залесье были поставлены уже Владимиром Мономахом (1053-1125). Один в Ростове, другой в Суздале, третий в только что основанном им Владимире. Можно, конечно, предположить, что причиной была недолговечность деревянных построек.

Каменное же строительство пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Там были совсем другие типы храмов, выдержать которые в дереве было практически невозможно. В 988 году Владимир Святой крестил киевлян в Днепре, а в следующем - уже начал строительство в Киеве первого каменного Успенского собора. Материалом служила плинфа - тонкий, но широкий кирпич, близкий по размеру к квадрату. При кладке один ряд кирпичей торцом выводили на лицевую поверхность стены, а другой немного сдвигали внутрь, прикрывая снаружи розовым известковым раствором. Такая полосатая кладка с утопленным рядом, сочетавшая разные цвета, пришла из Византии и прочно закрепилась в Киеве. Узорность техники придавала постройке нарядность. В тех же византийских традициях были сложены и первые храмы в Залесье. Они не дошли до нас, но оставили многочисленные археологические следы своего существования. Так далекие земли приобщались к многовековому опыту каменной христианской архитектуры. Дерево могло здесь быть только уже побочным материалом. В камне же строить было хоть и дорого, но престижно.

Род Мономахов осел в Залесье в XII веке очень прочно. Сын Владимира Мономаха князь Юрий (1090-1157) основал здесь множество городов: Галич (1138), Москву (1147), Кснятин (1148), Углич (1149), Юрьев-Польской (1152), Переславль-Залесский (1152), Дмитров (1154). Он продолжил каменное строительство, построив в Залесье пять каменных храмов. Но вот загадка, Никоновская летопись за 1152 год пространно описала все деяния князя на этом поприще, но ни словом не обмолвилась о том, что новые храмы были сложены не из кирпича. Из пяти этих церквей сохранилось только две - Бориса и Глеба в Кидекше и Спаса в Переславле-Залесском. Другие позже были разрушены, а на их месте поставлены новые. Но и эти, сохранившиеся, дают полное представление о том, что произошло. Строительным материалом стала уже не плинфа, а белый известняковый камень. А это уже - настоящий переворот: не только отступление от сложившейся техники возведения сооружений, но изменение их внешнего вида.

Прежняя кладка, перемежающая на фасаде ряды красной плинфы с рядами цветных декоративных швов, изумляла живописностью и игрой света и тени. Ровная же гладь хорошо отесанных белокаменных блоков, поставленных один на другой почти без швов, выражала совсем другое - суровое спокойствие и горделивую величавость чеканно-ясных архитектурных форм.

После смерти князя Юрия его сыновья Андрей (1111-1174) и Всеволод (1154-1212) продолжили белокаменное строительство в Залесской земле.

Андрей, как сообщает летопись, «град Владимир заложи зело попремногу болши первого», то есть больше города его деда Владимира Мономаха. Он сделал его стольным вместо Суздаля, обнес мощными дубовыми стенами с белокаменными Золотыми и Серебряными воротами и воздвиг на самом красном месте белокаменный Успенский собор. Рядом же с Владимиром построил город-крепость Боголюбов, тоже с неприступными дубовыми стенами и белокаменными башнями и воротами, а в нем свой замок. В крепости вскоре встала и белокаменная церковь Рождества Богородицы, культ которой быстро распространился на Владимирской земле.

Всеволод III, младший брат Андрея, тоже усиленно занимался белокаменным строительством. Тем более, что в его правление, с промежутком в десять лет, во Владимире произошло два больших пожара. Даже Успенский собор сильно пострадал. Всеволод III перестраивает его - из одноглавого в пятиглавый, окружив со всех сторон высокими галереями. А вскоре закладывает собор Рождественского монастыря, затем Дмитриевский собор, строит детинец с надвратной церковью Иоакима и Анны. За переделами же столицы в 1194 году производит капитальный ремонт собора Рождества Богородицы в Суздале. И все - из белого камня. Средства шли огромные. По тем временам на Руси только Всеволод III мог такое себе позволить.

После же его смерти (1212) белокаменное строительство резко падает. Причиной тому были начавшиеся распри между сыновьями Всеволода III. Недаром его прозвали «Большим Гнездом». У него было 12 детей. Все же князь Юрий Всеволодович перестраивает в Суздале в 1222 году собор Рождества Богородицы, возведенный еще его дедом Юрием Долгоруким. Последним белокаменным храмом был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234). Его возвел в своем уделе младший сын Всеволода III князь Святослав. Он поставил ее на месте церкви Юрия Долгорукого, которая к тому времени «обветшала и поломалася». Символично, что здесь начался и здесь кончился блистательный путь белого камня Залесской земли.

Вскоре орды Батыя предадут цветущий край огню и насилию. Лишь в середине XIII века, когда великим владимирским князем станет внук Всеволода III Александр Невский, разоренное Залесье вновь обретет надежду на возрождение. Но это уже другая история.

ИСТОРИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА - собрание краеведческих и научных статей по истории Владимира

 

Летописи

О чем умолчали летописи

Белый камень

Что такое белый камень

Рождение храма

Процесс строительства белокаменных храмов

Роспись

Роспись белого камня

Музей

Музей белого камня