СВОЕОБРАЗИЕ НАЛИЧНИКОВ СТАРОГО ВЛАДИМИРА

Есть много похожего в убранстве окон российских городов, однако и отличия тоже можно найти.

ВЛАДИМИР - КОСТРОМА

Анализ литературы о костромской резьбе позволяет сделать вывод о том, что в Костроме преобладают наличники, форма которых возникла под влиянием классицизма и каменной архитектуры. Эта группа наличников наиболее старая из сохранившихся и отличается большим сходством с наличниками каменных домов.

Резьба не нарушает строгости наличников данного типа, подчинена их композиции. Наличники этой группы могут быть украшены впалой или выпуклой резьбой, чаще всего розеткой.

Тип наличника, сложившийся под влиянием классицизма и каменной архитектуры, выделяется среди других, но не является преобладающим и во Владимире.

В отличие от Костромы Владимир не богат наличниками типа «полотенце». Такое название этот тип получил потому, что напоминает полотенце с кружевными концами, которым по русскому обычаю украшались иконы или портреты. Также он напоминает ряды сосулек, свисающих с уступов. Этот тип наличника распространен на старых домах в Костроме.

Другая отличительная особенность костромских наличников от владимирских - «Навершия наличника в Костромской области играют особую традиционно-знаковую и декоративно-организующую роль. Именно о костромских наличниках С.Б. Рождественская говорит, что они «столь пышно украшены, что иногда можно сказать, даже перегружены декором».

ВЛАДИМИР - КАРЕЛИЯ

Барочные волюты старого Владимира сохраняют пластичность форм барочной каменной архитектуры.

В Карелии выработался принципиально иной тип наличников с подчеркнуто «деревянной» трактовкой волют, с «рубленым», ломаным контуром, с более простыми геометрическими деталями, с введением декоративных мотивов, заимствованных у природы (стилизованная елочка между волютами).

Рисунок большей части наличников Карелии, в отличие от декора владимирских наличников, более близок привычным орнаментам вышивки (исследователи объясняют этот тем, что именно эти рисунки было удобно выполнять из дерева).

ВЛАДИМИР - ТОМСК

Одной из примет владимирской деревянной архитектуры является имитация приемов каменной архитектуры (оштукатуривание «под камень»).

Деревянной архитектуре Томска и других городов Сибири такой подход не свойственен, т.к. мастера стремились раскрыть богатые строительные и художественные возможности дерева.

В старом Владимире большая часть наличников декорирована с использованием древних языческих символов; традиция такого декора передавалась из поколения в поколение, не смотря на то, что истинный смысл символов был со временем утрачен.

Жилая архитектура Томска и других городов Сибири имеет иные своеобразные черты, сочетающие официальные черты русского классицизма и барокко в слиянии с местными самобытными традициями - узорчатость, преобладание бытовых трафаретных мотивов вышивки, домотканых орнаментов - гирлянда с цветами, ваза с растениями, стебли растений, занавес с кистями и др.

В отличие от томских жилых построек, приспособленных к условиям сурового климата, к приметам деревянной архитектуры Центральной России можно отнести наличие ложных ставней.

Декор наличников старого Владимира не отличается узорчатостью, пересыщенностью, пышностью орнаментики, свойственной жилым постройкам Томска и других городов Сибири, где мастера использовали в декоре окон изображения рыб, птиц, животных, мотивы из местных традиций и средневековой культуры.

Такое отличие позволяет сделать вывод о том, что по застройке и декору старый Владимир скорее можно назвать мещанским городом, а Томск промышленным, в котором дома строили для купечества.

Барокко и классицизм проникли в массовое строительство Владимира в результате длительного повсеместного администрирования образцового строительства. Наличники такого типа стали, по всей видимости, завершающим этапом в развитии деревянного зодчества Владимира в самом начале XX века. В городе есть лишь единичные примеры влияния на архитектурные формы и декор жилых строений модерна.

В то время как в Томске в начале XX века многие деревянные дома интеллигенции возводились и использованием форм и приемов модерна, что стало в дальнейшем примером для подражания. Модерн позволил сохранить местную традицию - особое отношение к дереву, как строительному материалу с акцентом на его эстетическую сущность.

Благодаря влиянию этого стиля в сочетании с другими факторами деревянное зодчество Томска имело развитие и в тот период (20-е годы XX века), когда в других городах оно уже завершилось.

ВЛАДИМИР - ТЮМЕНЬ

Декор деревянных домов Тюмени отличает мотив виноградной лозы, который может показаться странным и неожиданным для Сибири, где виноград никогда не возделывался. Его использование исследователи объясняют заимствованием мотивов резьбы иконостасов, где изображение различных плодов было традиционным - так же, как занавесов с кистями. Эти мотивы очень красивы, символизируют радость, изобилие, поэтому стали любимыми у здешних мастеров.

Кедровые и еловые шишки на наличниках - часто используемый мотив, особая примета «сибирского происхождения» домов Тюмени.

В отличие от Владимира, особенностью декора деревянных домов Тюмени является применение объемной резьбы, которую продолжали использовать и вначале XX века тоже. Это предопределило использование характерных для объемной резьбы мотивов: листья, цветы, фрукты, травы, что также отличает резьбу Тюмени.

ВЛАДИМИР - СУЗДАЛЬ

В декоре большей части наличников Суздаля, в отличие от Владимира, преобладает влияние форм убранства местного каменного зодчества.

Только в Суздале встречается очелье деревянного наличника, обрамленное сверху своеобразным «подзорчиком» из хорошо знакомых по каменному зодчеству городков. Так называемый «кокошниковый» тип наличника является, пожалуй, наиболее излюбленным в Ополье, особенно в Суздале.

Навыки пышной церковной резьбы были привнесены в убранство домов, особенно богатых суздальских купцов. В дальнейшем этот тип резьбы дал целый ряд вариантов моделированного, а затем чисто пропильного ажура.

ВЛАДИМР - ЯРОСЛАВЛЬ

На декор Ярославских наличников большое влияние, в отличие от Владимирских, оказывал ампир, на смену которому с середины 19 века пришли мотивы, заимствованные из русского стиля.

Только в Ярославле с приходом модерна в начале XX века в декор наличника вплетаются новые орнаментальные мотивы, например, лирообразная фигура. В дальнейшем с развитием она превратилась в прихотливо свисающий по бокам окна изящный колокольчик. Внизу стойки наличника украшались отворотами - еще одна особенность, отличающая Ярославские наличники.

В декоре ярославских наличников в отличие от владимирских преобладает накладной орнамент.

ВЛАДИМИР - РОСТОВ

В Ростове и в округе, в отличие от Владимира, очень сильным было влияние модерна.

Особенно широко в декоре наличников используется образ дракона, который получает преимущественно «картинное» толкование. У дракона «реалистично» решены голова и туловище, напоминающие собаку, лапы имеют подчеркнуто острые когти, а крылья - перепонки. В такой иконографии образ дракона существовал здесь долго.

Общим же признаком деревянного кружева Центральной России и Верхнего Поволжья, начиная с середины 19 века, является применение и развитие пропильной резьбы, на которую шел самый тонкий лес; доска пропиливалась насквозь, что было просто и не требовало больших затрат труда.

Интенсивному развитию пропильной резьбы содействовали демократические слои городского населения: мещане, мелкие чиновники и торговцы, ремесленники, мастеровые подрядчики и так далее. Представители этого сословия, самоутверждаясь в меняющемся обществе, хотели во что бы то ни стало быть «не хуже других». Пропильная резьба, будучи дешевой в изготовлении и доступной широким массам, давала возможность удовлетворять самый различный спрос. Поэтому рядом с хоромами, украшенными пышным вычурным декором, стали появляться дома с не­притязательной, но по-своему нарядной резьбой, исполненной с художественным вкусом.

С применением этого типа резьбы орнамент стал более свободен по построению, а наличники приобрели эффект ажурного кружева. При этом геометрический орнамент по-прежнему составлял основу всего декора.

СВОЕОБРАЗИЕ НАЛИЧНИКОВ СТАРОГО ВЛАДИМИРА

Итак, своеобразие наличников старого Владимира характеризуется следующими признаками:

- большая часть наличников декорирована преимущественно языческими символами, расположение которых строго подчинено определенным правилам (последовательно сверху вниз - знаки воды, затем солярные знаки, знаки земледелия и снова воды);

- форма и декор преобладающей части наличников сложились, в основном, под влиянием классицизма или барокко;

- мастера-резчики украшали наличники чаще всего пропильной резьбой; резьба выполнена с художественным вкусом, поэтому наличники выглядят очень нарядно, напоминая ажурное кружево;

- наличники старого Владимира отличаются умеренностью декора, в отличие от пересыщенности и пышности орнаментики, свойственной жилым постройкам других городов России (особенно Тюмени, Томска и других городов Сибири), где мастера использовали в декоре окон изображения рыб, птиц, животных, цветов, а также преимущественно объемную резьбу;

- одной из примет владимирской деревянной архитектуры является имитация каменной архитектуры, а также использование форм и декора, свойственных каменной архитектуре.

ИСТОРИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА - собрание краеведческих и научных статей по истории Владимира