НАЛИЧНИКИ ДОМОВ ГОРОДА ВЛАДИМИРА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ЯЗЫЧЕСКИХ СИМВОЛОВ

Наличники как одна из главных деталей декора фасада являются как бы визитной карточкой, своего рода отличительной особенностью каждого дома среди множества подобных. Не случайно исследователи делали попытки разделить их на группы. Приблизительная группировка наличников дана академиком Б.А. Рыбаковым в книге «Язычество древней Руси».

К первой группе он отнес наличники с явным преобладанием солярных знаков. Определяющим признаком второй является особенность композиции - навершие наличника в виде двухскатного покрытия или полукруга и двух крупных фигур по обеим сторонам навершия. Третья группа отличается тем, что композиционно отсутствуют небосвод и «хляби небесные» - навершие наличника плоское (горизонтальное). Явно выделяется одна (центральная) фигура, возможно обрамление ее звериным орнаментом.

Перебирая фотографии, сделанные на Владимирских улицах, не представляется возможным разделить наличники по критериям, выделенным Б.А. Рыбаковым. Лишь части композиций можно отнести к одной группе. Тогда как другая часть не будет соответствовать определенной группе. Поэтому мы попытались определить иные критерии для группировки наличников.

В отдельную группу можно выделить наличники, богато украшенные языческими символами: «Берегиня», «Крин» (прорастающий росток), «Дерево жизни», символами солнца, воды, омывающей посаженные зерна, языческими знаками земледелия, засеянного поля и плодородия и др.

Многоликий образ берегини мы находим в декоре окон этой группы наличников повсюду. Изысканная ажурная вязь приставных боковых деталей отдельных из этой группы наличников, казалось бы, не несет в себе иной функции, кроме чисто декоративной, однако, их форма, скорее всего, произошла от изображений ужей - «господариков».

Наличники домов Владимира На фото: (слава направо) ул. Садовая, 27; ул. Садовая, 33; ул. Летнеперевозинская, 16; ул. Никитская, 2.

Другие наличники этой группы имеют почти плоскую конструкцию несущей основы, которая чрезвычайно проста, даже грубовата. Силуэт некоторых наличников во многом определяют диковинные приставные боковые детали, которые выпилены из обычной длинной прямоугольной доски. Наличие изощренных криволинейных композиций из завитков вовсе не обязательно, часто незамысловатый рисунок создается скупыми узкими прорезями в доске. И, тем не менее, наличники этой группы обладают ярким своеобразием. Особенную красоту им придают резные мотивы, которые помещены в навершии с обязательной ступенькой посредине - один мотив в центре на ступеньке, а симметричные мотивы - на боковых полочках. Среди этих мотивов - загадочные фантастические существа и целые композиции, очевидно, обладавшие священным для наших предков, но пока так и нерасшифрованным до конца смыслом. Часто имеется также накладной резной мотив в центре навершия.

С развитием искусства декор наличников с течением времени всё больше и больше подпадал под влияние стиля.

С учетом стилевых особенностей в данной группе наличников мы попытались выделить как бы подгруппу наличников, влияние того или иного архитектурного стиля в которой наглядно, как нам кажется, проявляется. Например, очелье отдельных наличников украшено такими декоративными деталями, как «замковый камень», «ушки» - характерными элементами барокко.

К данной подгруппе наличников можно отнести наличники на доме № 33 по улице Садовой. Наличники отличаются декоративной пышностью, пластичностью и богатством орнамента. Центральная композиция навершия - берегиня, которая повторяется в растительном орнаменте по обеим сторонам от главной фигуры хранительницы дома. Над берегиней, в верхней части навершия, водными символами изображены «небесные хляби». Символом женщины - матери и крином украшены карниз и причелины фасада, приставные детали (ушки), а также нижнее обрамление (фартук) наличника. В композиции главный символ - берегиня замысловато переплетается, превращаясь в растительный орнамент. Полотенца наличника в верхней, средней и нижней части украшены резными балясинами.

Также стилевые особенности позволили нам в группе наличников с преобладанием языческих символов выделить подгруппу, форма наличника и декор в которой сложились под влиянием классицизма. Эту подгруппу можно описать на примере дома № 16 по ул. Летнеперевозинская.

Отличительной особенностью этого дома, имеющего каменный цокольный этаж, является нарядный оконный ряд с широкими наличниками (белыми на голубом фоне дома).

Подобных домов в городе сохранилось достаточно много. Можно предположить, что дом возведен в дореволюционное время (или несколько позже), когда разбогатевшие ремесленники из числа бывших крестьян, зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх - деревянный, с традиционными деревянными украшениями. Гармония традиционного русского деревянного дома здесь кажется безупречной, хоть архитектура его достаточно проста, поскольку продиктована требованиями хозяйственной целесообразности. Однако, кажущаяся несложной, система резного декора превратила функциональную основу в произведение искусства.

Примечательно, что дом ремонтировался, оштукатурена цокольная часть фасада, обновлена облицовка из теса, однако наличники сохранены в прежнем виде.

Верх наличника представляет собой характерный для народного искусства городковый орнамент, состоящий из нескольких зубчатых досок, положенных одна на другую в виде ступенек. Многоярусное навершие (очелье, кокошник) наличника выступает вперед, украшено символами воды и солярным знаком бога Перуна и является, по сути, главным элементом, символизирующим, если следовать древним традициям защиты дома, одновременно крышу самого дома.

Очелье выполнено как накладной, так и прорезной резьбой. Боковые поверхности (полочки) наличника украшены накладной резьбой, сдержанность которой подчеркивает главенство убранства кокошника. В верхней части они содержат символы плодородия и заканчиваются теми же символами на импровизированных полотенцах.

Фартук (завершение, карниз) наличника украшен накладной резьбой - звездами (знак небесного огня), символизирующими разум и просвещение, символами творческого начала (косой крест) и символами воды. Асимметричность выполненного узора свидетельствует, скорее всего, о том, что наличник восстанавливался другим, менее опытным резчиком.

В декоре окон дома преобладают ленточный, геометрический орнамент, симметрия и упорядоченность, сочетающие в себе строгость и простоту, свойственную классицизму. Убранство дома, таким образом, не перегружено; как говорится, скромно и со вкусом.

Форма наличника возникла под влиянием классицизма, имеющего прообраз, как в каменной, так и в деревянной архитектуре. В более упрощенном виде этот тип наличника широко распространился по городу.

Резьба наличников домов, сложившаяся под влиянием классицизма выполнена, как правило, из гладкой или профилированной прямоугольной рамы по периметру окна, завершаясь в верхней части сандриком на кронштейнах. В некоторых случаях наличники имеют дополнительный декор в навершии наличника над сандриком в виде волютообразных деталей.

Сандрик наличников может быть профилирован выкружкой, а кронштейны выполнены в виде завитка из валюты с гладкой наружной поверхностью. Наличники иногда украшены пальметтами в виде сплошного протяженного пояса, розетками, гирляндами из листьев. Медальонами и розетками декорирована в некоторых наличниках нижняя часть доски выноса карниза.

Все эти декоративные элементы служат общей гармонии фасадов жилых домов, имеющие одну основу - классицистические образцы.

Можно отметить, что классицизм оказал значительное влияние на домовую резьбу. В результате этого декор дополнился многими новыми элементами.

Еще один пример городского дома, убранство которого сложилось под влиянием классицизма, усадьба на ул. Летнеперевозинская 22, 24.

Наличники домов города Владимира На фото: (слева направо) ул. Герцена, 9; ул. Малые Ременники, 3; ул. Воровского, 17; ул. Летнеперевозинская,22.

Усадьба (конец XIX в.) расположена в южной части современного города, в окружении близкой по времени застройки. Дударова в работе «Старый Владимир» пишет: «Усадьба принадлежала кузнецу. На небольшом участке компактно поставлены два дома (больший и меньший) с воротами между ними (по красной линии улицы) и амбар (вдоль внутренней границы участка). Оба дома двухэтажные, полукаменные; в нижнем кирпичном этаже размещались мастерские, а в верхнем деревянном - жилые комнаты. Построены дома, видимо, почти одновременно, о чем свидетельствуют общие принципы композиционного построения и единство декора. Интересный образец усадьбы преуспевающего ремесленника, где восходящая к классицизму композиция сочетается с народным по характеру резным декором». «Благодаря обилию накладного и пропильного декора облик здания живописен и выразителен. Гладкие оштукатуренные стены нижнего этажа почти не имеют декора: лопатки на углах и скромно профилированный междуэтажный карниз образуют широкую нишу на уличном фасаде; наличники двери и окон - рамочные. Стены верхнего этажа в основной части имеют горизонтальную тесовую обшивку, в подоконном поле - вертикальную. Выпуски бревен прикрыты досками наподобие пилястр. Венчающий карниз поддерживают фигурные кронштейны. Акцентом служат три прямоугольных проема в богатых наличниках, выполненных с использованием объемной резьбы. Плоскость между перемычкой окна и ступенчатым сандриком, подоконная доска-фартук и участки фриза между кронштейнами заполнены плотным кружевным орнаментом в технике накладной резьбы. Узкие боковые стойки украшены мотивом «веревочки».

Таким образом, наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Во Владимире существует большое разнообразие типов наличников. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто встречающимся элементом наличников являются языческие символы. Виды резьбы отличаются многообразием.

Форма наличников и их декор, имеющих прообраз, как в каменной, так и в деревянной архитектуре, складывались под влиянием традиций древнерусского искусства, искусства барокко и классицизма, различных видов прикладного искусства, при активном творческом участии мастеров-резчиков.

Примечательно, что дома с наличниками, богато украшенными языческими символами по всем внешним признакам являются наиболее старыми постройками Владимира. На некоторых наличниках заметны следы, хоть и не очень умелой, попытки реставрации утраченных элементов декора. Красота наличников, а может быть и до конца не осознаваемая нами сила, продолжают удивлять, притягивают взгляды, побуждают нас искать смыслы в кружевных сплетениях орнаментов, созданных нашими предками. Очевидно, старые дома сменили ни одно поколение жильцов, однако, наличники бережно сохраняются, восстанавливаются и, наверное, продолжают оберегать суеверных хозяев, одновременно восхищая прохожих кружевным узором.

ИСТОРИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА - собрание краеведческих и научных статей по истории Владимира